Окончание. Начало ЗДЕСЬ
Деликатный намек
Не всегда мы переживаем «дежа вю» только в незнакомых местах и не всегда они поэтичны и приятны. Бывают «дежа вю» сродни ночному кошмару.
Замужняя женщина средних лет, обремененная двумя детьми, ответственной работой и тяжело больными родителями-пенсионерами, воскресным вечером возвращается домой. Машин почти нет. Заходит солнце, и трамвайная колея освещена его красными лучами. Она сто раз ходила по этой улице, но у нее вдруг возникает ощущение, что мир вокруг – не ее родной, а другой, заполненный до краев тревогой, по-своему прекрасный, но полный угрозы, и все равно на каком-то ином уровне восприятия - хорошо знакомый. Она знает, что сейчас вынесется из-за поворота трамвай, не остановится на остановке, а проедет чуть дальше, из него выйдет старуха, махнет рукой и войдет обратно. Все развивается, как в ее ощущении. Трамвай с грохотом уносится прочь. Она вновь слышит шум с других улиц, и тревога постепенно уходит.
Через месяц «дежа вю», тоже с переживанием угрозы и беспокойства, повторяется в нарядном и уютном кафе – ей кажется, что она когда-то уже принимала коллег из Москвы, и они привезли ей плохие новости. Гостей она видит в первый раз, и насчет новостей ошиблась, но страх ее долго не отпускает.
Проходит полгода, и неприятное явление подстерегает ее на пустынной улице в Юрмале, где вновь все красиво и жутко.
Конечно, она сильно устает, но странные переживания не объяснить одной перегрузкой. С одной стороны, утомленный мозг сигналит «пора бы отдохнуть», но с другой, сочетанием красоты с угрозой, указывает на опасность заманчивого покоя – вполне возможно, захочется бросить и мужа, и детей, и родителей, и уйти от обязанностей совсем в другую реальность.
«Нет ничего нового под этой старой луной»
Довольно часто такое состояние является признаком угрожающей или уже развившейся депрессии.
«Бог мой, какая скука. Куда ни приедешь – все так знакомо, кажется, что все уже видела, пробовала, обо всем разговаривала, и одна и та же круглая жирная физиономия, что у грека- адвоката, что у хозяина в придорожной латгальской забегаловке, что у бельгийского таможенника, - говорит Татьяна. – Живу в непрерывном «дежа вю»!»
Честно говоря, Танины регулярные приступы «уже виденного» не относятся к классике жанра – ее сознание отказывается сортировать огромное количество неинтересных впечатлений, подмечает отдельные черты сходства в разных ситуациях и пейзажах и пользуется этим, чтобы свалить пережитое в одну унылую кучу. По роду деятельности она много путешествует, и в ней накопилась усталость от жизни. Все, что по молодости лет ее привлекало в избранной профессии, в сорок четыре года вызывает только раздражение. Ей жалко терять авторитет и деньги, но не сменив работу, она заработает депрессию, первыми признаками которой и являются наплывы ее «дежа вю».
Чувство «это когда-то было, и ничего нового и интересного я больше не увижу» заставляет многих пожилых людей ворчать на весь белый свет. Когда ваша бабуля предъявляет этот симптом – отведите ее к доктору и попросите выписать антидепрессант, чтобы вернуть свежеть и яркость восприятия жизни.
А напоследок давайте дружно удивимся тому, как нам удается безошибочно узнавать сегодняшнюю картинку реальности и в миг пробуждения включаться в ситуацию - «Это – я. Я – в своей постели. В своей комнате. На улице – утро». Не всем и не всегда так везет. Но это – уже совсем другой симптом и другая история.
Понравилось? Подпишись на наш канал!
Галина Панц-Зайцева (c) "Лилит"