Автор: Оксана Григорьева, менеджер проектов в Контуре
На прошлой неделе мы рассказывали, как менеджеру помочь команде влиться в новую корпоративную культуру. Теперь давайте разберем, как действовать обычному сотруднику. Ситуация та же: две компании объединились, и вы оказались тем, кому придется приспосабливаться под новые реалии. Новым тут может быть абсолютно все: корпоративный стиль и этика, рабочие процессы, инструменты, карьерные возможности и т.д.
Первое, что необходимо сделать в такой ситуации, — прояснить свои дальнейшие перспективы как сотрудника. Если вы руководитель, — то и всей вашей команды. Ожидания со всех сторон должны совпасть с реальностью. Представим ситуацию: ваша команда выпускает веб-сервис. Есть клиентская база, прибыль и планы на развитие. После слияния вы задаетесь вопросом «что будет дальше» и получаете ответ из серии «пока работайте, а там посмотрим».
Ожидание: вы продолжаете работать, как раньше.
Реальность: ваших клиентов постепенно переводят на другие продукты, проект закрывают, а судьба вашей команды оказывается туманной.
Второе, что надо понять и принять: любые планы могут меняться. Отслеживайте ситуацию, общайтесь с людьми, задавайте вопросы, а если на них не отвечают, ищите тех, кто ответит. Самое главное — не попасть в информационный вакуум и не ждать, что вам своевременно и в срок расскажут о вашей дальнейшей судьбе.
Итак, вы выяснили, что будет с вашим проектом и командой. Пора подготовиться к основному этапу — интеграции в новую корпоративную среду. У меня есть 5 рекомендаций, которые помогут наименее болезненно пережить это.
1. Будьте готовы к сотрудничеству и взаимодействию
К вам станет обращаться много людей, которые вас не знают, а значит возникнет много вопросов. Часто такой процесс односторонний: вас как бы интервьюируют. Вам придется снова и снова рассказывать про себя и команду и в какой-то момент это откровенно надоест. К сожалению, без создания общего контекста со всеми вашими новыми коллегами построить дальнейшую работу будет тяжело. Отнеситесь к этому процессу с пониманием и содействием.
2. Будьте готовы к корректирующей обратной связи
Это в лучшем случае, иногда может случаться и обычная критика вашей работы и процессов с «закатыванием глаз». Люди все разные. Помните, что раз ваши компании объединились, значит ценность в вас и вашей работе точно есть.
3. Будьте готовы к приступам синдрома самозванца
Новые рабочие процессы, инструменты, стиль и взаимодействие — все это порождает чувство, что вы чего-то не знаете и не понимаете. Может начать казаться, что ваши новые коллеги намного профессиональнее вас, или что они считают вас слабым. Это иллюзия. После того, как вы освоитесь, синдром самозванца утихнет.
4. Фиксируйте все договоренности
Вообще все фиксируйте. Это поможет вам и справляться с не совсем корректной обратной связью, и отстаивать свою позицию в случае возникновения спорных ситуаций.
5. Отбросьте предубеждения
Может начать казаться, что каждый, кто с вами взаимодействует, относится к вам как-то не так, предвзято или вообще хочет навредить. Настороженность — наш древний механизм защиты по отношению ко всему неизвестному, но иногда она может перерастать в подозрительность. Отслеживайте свой настрой и переключайтесь на позитивный лад. Иначе взаимодействие с новыми коллегами и и вливание в корпоративную культуру будут протекать затруднительно.
Процесс погружения в новую корпоративную культуру длителен. Однако не стоит рассматривать его исключительно как односторонний. Обмен знаниями и опытом всегда идет в две стороны.
И в заключение список литературы, которая, хоть и не содержит прямых рекомендаций и советов по вливанию в новую корпоративную культуру, но все же поможет вам научиться интуитивно принимать правильные решения в этом вопросе:
1. Кэрол Дуэк «Гибкое сознание».
2. Дэйв Логан, Джон Кинг, Хэли Фишер-Райт «Лидер и племя».
3. Harvard Business Review (HBR) «Психология лидерства».
4. Игорь Рызов «Кремлевская школа переговоров».
5. Коно Эйтаро «1% лидеров обладают качеством, которых нет у 99% людей».
6. Майк Эннесли «Как общаться с трудными людьми: слышать, понимать, договариваться и справляться с эмоциями».
7. Брайан Трейси «Полная вовлеченность. Вдохновляйте, мотивируйте и раскрывайте все лучшее в своей команде».
8. Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта».
Другие статьи от менеджеров разработки можно прочитать на нашем канале в Медиум.