С маниакальным упорством пишу про важную городскую территорию. Странно вообще, но как раз самые важные места и, следовательно, посты, вызывают меньше интереса, но я рада подписчикам. Может быть, вы расскажете что-нибудь о себе? Например, были ли вы в Париже, что понравилось, что больше всего заинтересовало? Или, если не были, то что хотели бы увидеть и о чем узнать?
Но продолжаю. Рынок с самого его возникновения на этой окраине города в XII в. имел сомнительное соседство с кладбищем, еще более древним, возможно существовавшим еще с меровингских времен. А некоторые авторы утверждали, что даже с римских.
«Восемьсот лет подряд сюда доставляли покойников из Отель-Дьё и близлежащих приходов, восемьсот лет подряд сюда на тачках дюжинами свозили трупы и вываливали в длинные ямы, восемьсот лет подряд их укладывали слоями, скелетик к скелетику, в семейные склепы и братские могилы. И лишь позже, накануне Французской революции, после того как некоторые из могил угрожающе обвалились и вонь переполненного кладбища побудила жителей предместья не только к протестам, но и к настоящим бунтам, кладбище было наконец закрыто и разорено, миллионы костей и черепов сброшены в катакомбы Монмартра, а на этом месте сооружен рынок. И вот здесь, в самом вонючем месте всего королевства, 17 июля 1738 года был произведен на свет Жан-Батист Гренуй. Это произошло в один из самых жарких дней года. Жара как свинец лежала над кладбищем, выдавливая в соседние переулки чад разложения, пропахший смесью гнилых арбузов и жженого рога. Мать Гренуя, когда начались схватки, стояла у рыбной лавки на улице О-Фер и чистила белянок, которых перед этим вынула из ведра. Рыба, якобы только утром выуженная из Сены, воняла уже так сильно, что ее запах перекрывал запах трупов». П. Зюскинд. "Парфюмер".
Живописно же? И скорее всего недалеко от истины. Улица О-Фер находилась как раз за кладбищем, там был один из трех входов, сегодня она не существует.
Трудно представить, что парижане несколько столетий жили, ели, рожали детей на кладбище, на котором зачастую и могилы не зарывались пока не заполнятся и гробов не использовали. Сюда свозили безымянных покойников, покойников из приходов, где не было своих кладбищ, жертв преступлений и эпидемий. Но нельзя сказать, что это было кладбище для бедных, здесь были похоронены и королевские чиновники и солидные буржуа, имелись и семейные склепы. Вот, например, склеп очень влиятельной и богатой семьи Вилльруа. И кстати, Мольер был похоронен не здесь! Это важно, но этот сюжет сильно впереди.
Изначально это было кладбище прихода Сен-Жермен л'Оссеруа, но потом, не позднее середины XII в. построили церковь, посвященную Невинным, т.е. младенцам, убитым царем Иродом, церковь дала название кладбищу. В церкви был похоронен некто Ришар 12-ти лет, крайне почитаемый в то время святой, на его могиле, как водится, совершались чудеса, а англичане, захватившие Париж в XV в., забрали часть мощей с собой на остров.
При церкви существовали еще, скажем, кельи, специальные небольшие помещения, куда удалялись те, кто желал добровольного затворничества во искупление грехов (почему-то все имеющиеся имена таких затворников-женские). Иногда эти кельи использовались как тюрьма, например в 1486 г. в этой келье была заключена Рене де Вандомуа, которой по милости короля заменили смертную казнь за убийство мужа и прелюбодеяние.
При короле Филиппе-Августе, а это к. XII -н. XIII вв., кладбище уже пользовалось дурной репутацией, здесь собирались проститутки самого низкого пошиба и воры, а собаки и свиньи, как мы понимаем, зверушки, любящие копать, обретались здесь всегда. Картину дополняли общественные писцы, которые сидели обычно возле кладбищ. Для подбодренья клиентов, некоторые из них вывешивали у своих будочек вывеску: «Могила тайн». Король велел навести порядок и обнести кладбище стеной, ворота которой открывались только для похорон.
Но город рос, места не хватало и в XIV-XV вв. окрестные жители на свои средства возводили аркады вокруг кладбища, примерно такие, как мы можем видеть сегодня с улицы Ферронри (они перестроенные, конечно, но представление дают), и в них были сложены кости. А над аркадами с костями люди строили дома.
Под аркадами в одном месте была найдена вот такая скульптура, хранится сейчас в Лувре. Скелет этот стоял на кладбище с 1530 г. до его закрытия. Интереснее всего в ней- материал, алебастр. Сейчас она потемнела от времени, но мы знаем, что алебастр пропускает свет, и вот представить себе особо светлую лунную ночь или какие-нибудь факелы...
И вот еще зарисовки некоторых надгробий. Кстати, их можно увидеть на всех изображениях кладбища, что здесь представлены.
Под этими же аркадами, опять со стороны ул. Ферронри, располагалась несохранившаяся фреска с изображением Танца смерти XV в., где в очередь за скелетом выстроились представители всех слоев общества, начиная с Папы Римского. Пляска смерти (dance macabre) был супер популярным сюжетом в позднее средневековье. Он изображался на стенах церквей, на коврах, были скульптурные изображения, вот это целая книга в НБФ, здесь каждого тянет за собой скелет, вот рыцарь, монах, королева. Особенно эта тема была популярна в Германии.
В 1780 г. произошел то ли провал грунта, то ли один из оссуариев обрушился, явив свое содержимое, после чего кладбище наконец сначала закрыли временно, а упразднили в 1786 г, останки перенесли в катакомбы,
а на образовавшейся свободной площади открыли что? Конечно, рынок зелени и фруктов, который просуществовал около ста лет и был закрыт за ненадобностью в связи с соседством с постоянно разрастающимся центральным рынком.
Вот, надеюсь, как раз макабрическую картину этого кладбища я и нарисовала. Кстати, при реконструкции рынка в сер. XX в. были проведены раскопки и на этой площади, останков нашли множество, уверена, далеко не все.
В следующий раз поговорим про вот этот фонтан, это совершенно необходимо, и немного про убийство Генриха.
А можно читать новое, например, про парк и роскошные виллы крупной буржуазии
Про османовский Париж
Про первую парижскую Всемирную выставку
Ну и в телеграм-канале совсем другие истории: про котов Людовика XV, про кораблики "бато-муш" или про жилище художника Гюстава Кайботта.