15 мая 1855 г. лил дождь и было холодно, строительные работы вокруг нового Дворца промышленности еще не полностью завершились, земля размокла и дамам, спешащим на открытие Всемирной выставки приходилось бросать экипажи и пробираться ко входу по грязи, но энтузиазма их это, конечно, не убавляло.
В Париже такое мероприятие проходило впервые, а первая Всемирная выставка состоялась в Лондоне, в Гайд-Парке, в знаменитом Хрустальном дворце, спроектированном по этому случаю Джозефом Пакстоном четырьмя годами ранее и имела абсолютный успех и несомненную пользу.
Но подобные мероприятия, хоть и не мирового масштаба, а национального проходили в Париже с конца XVIII в. Сначала скромные, наспех организованные, со временем они получали все больший размах и большее количество участников. Выставки были важны для укрепления французской промышленности, выведения ее из послереволюционного кризиса, популяризации продукции среди широкой публики, а также для того чтобы сокращать отставание от извечного конкурента - все той же Британии.
Первая публичная выставка продукции французской промышленности состоялась в 1798 году на Марсовом поле, где еще не выросла Эйфелева башня. Три дня, всего сто десять экспонентов, лучшие фабриканты, строители и ремесленники, в основном из Парижа или окрестностей, представляли свою лучшую продукцию: Севрская мануфактура, часовщик Breguet с каким-то инновационным механизмом, первые цветные грифельные карандаши Николя-Жака Конте, а также ткани, станки, весы и товары для повседневного использования.
При Консульстве и Империи проходят подобные нерегулярные, правда, выставки в Квадратном дворе Лувра. В 1801 г. среди участников опять же часовщик, Хартманн, с часами, показывающими фазы луны и был еще представлен усовершенствованный ткацкий станок изобретателя Жаккара, позволявший сильно ускорить и упростить работу ткачей, что привело к недовольству ткачей, которых заменяли на машины.
Ну и дальше, вплоть до Второй империи на этих выставках представлялись методы консервирования продуктов, купол для Хлебной биржи, панорамные обои, мебель, книги, ювелирные изделия, способы эээ обработки (наверное так, не металлург ниразу) металлов и прочее и прочее.
Пишут, что эта французская модель демонстрации достижений всех отраслей промышленности быстро стала успешной и распространилась по Европе и что все последующие Мировые универсальные выставки, вплоть до Дубай-Экспо 2020 (нескромно) происходят от этих национальных смотров.
Так или иначе открытие выставки 1855 г. прошло почти по плану, Наполеон III и императрица Евгения, которая была чудо как хороша прибыли вовремя, президент выставки зачитал длинную речь, которую, как говорят, никто не слушал и монархи удалились, несколько скомкано, так как не все экспонаты были расставлены по местам, пришлось двигать их и публику, торжественного отбытия не вышло. По этой причине один автор выражает радость, что английская королева Виктория не была на открытии, а то конфуз мог бы выйти. Она прибудет позднее, а августе, о ее визите можно читать здесь.
Для парижской выставки 1855 г. на Елисейских полях, между Кур-ля-Рен и авеню Монтень был выстроен огромный Дворец промышленности, который ни в чем не должен был уступать Хрустальному дворцу, чье романтичное название скрывает использование новых передовых технологий в постройке, чугуна и большого количества стекла. С этой целью на Елисейских полях было вырублено множество вязов, а возведение его стоило жизни 6 рабочим и еще 594 получили ранения. При этом дворец ругали за то, что те же новые технологии были скрыты за лишенными всякого стиля фасадами, его называли "быком, топчущим розы", но высокая стеклянная крыша присутствовала и легкость интерьеров контрастировала с тяжеловесностью внешней.
Кроме того, при строительстве стало очевидно, что дворец будет слишком мал, и необходимы дополнительные помещения: строят вдоль Сены Галерею машин длиной 1,2 км. Там располагались все работающие, шумящие механизмы, вроде паровых двигателей. Здания соединялись переходом и ротондой. Все постройки были завершены 30 апреля 1855 года, за день до запланированного открытия, которое вынуждено перенесли на 15 мая. Но и при этом работы продолжались до июня. Тут стоит сказать, что решение о проведении выставки было принято за 2 года, в 1853. Кажется, что не так и много времени на такую колоссальную работу. Императорскую комиссию возглавлял кузен Наполеона III-принц Жером-Наполеон (с легкомысленным прозвищем Плон-Плон, говорят, в детстве он так произносил свое имя, а тут - его роскошная вилла.)
Посетители наблюдали работу отбойных молотков, вентиляторов, двигателей, модели пароходов, машин для сельского хозяйства, швейные машины "Зингер", револьвер Кольта. Там сушили табак и обжаривали кофе, пишут, что была представлена гидростатическая (что бы это ни значило) кофемашина (!), делающая по 2000 (!) чашек в час. И все это работало каждый целый день, пока шла выставка.
В сфере искусства Франция Британию всегда обоняла. И в этот раз, в рамках международной промышленной выставки была представлена международная выставка современного искусства. Для этого также было построено отдельное здание (вот тут мы немного о нем уже говорили, о нем и о Курбе). Центральный вход - на авеню Монтень, раздевалки, буфет, ресторан.
От жары предметы искусства, а представлена была, конечно, не только живопись, но рисунки, гравюры, литографии, скульптуры, охраняла система вентиляции, шахта и вентиляционные отверстия по всему периметру. (Кстати, на выставке демонстрировалась карта подземного Парижа, карьеры, реки, катакомбы. Этот атлас был награжден медалью.)
Конечно, французские художники были представлены в абсолютном большинстве, но отдельных, собственных салонов, которые можно было бы счесть персональными выставками, которые тогда еще не вошли в обиход, удостоились Делакруа, Энгр и, если не ошибаюсь, Орас Вернье.
Бодлер писал, что:
Французский отдел Выставки исключительно обилен и в то же время составлен из широко известных произведений, уже утративших отчасти прелесть новизны в глазах любознательной парижской публики, так что критике скорее придется направить свое внимание на индивидуальность каждого художника и внутренние пружины его творчества, чем на анализ и подробное описание отдельных картин.
И то сказать, Энгр, который довольно высокомерно уже много лет не выставлял свои работы в Салоне (его и так должны знать!) был вынужден просить свою картину у ее нынешнего владельца, а тот не желал с ней расставаться. Договориться удалось только при посредничестве друга этого коллекционера, 21-го летнего сына банкира Эдгара еще пока де Га. Бодлер же еще очень хвалил британских художников.
Выставка длилась до 15 ноября, в ней участвовало 25 стран и колоний, ее посетило более 5 млн человек, вход был платный,
Количество входов каждый день будет точно регистрироваться с помощью хитроумной машины, известной под названием Tourniquet. Эта машина, пришедшая из мастерской Detouche, пропускает одновременно только одного человека, и каждый зуб ее колеса будет соответствовать механическому счетчику, который производит прибавления самостоятельно.
"Paris en 1855 : journal de l'Exposition générale et de l'industrie française : artistique, scientifique, industriel et commercial : organe spécial des grands établissements, des principales professions et du haut commerce de la capitale / directeur gérant Alfred Rousiot"
но, несмотря на успех, она не покрыла расходов. Но это был первый раз, Франция, как ни одна другая страна, часто организовывала у себя Всемирные выставки: 1867, 1878, 1889, 1900, 1937, и все последующие достигали всех своих целей. А все здания, построенные в 1855 г. для Всемирной выставки были снесены, но не сразу, там интересное происходило, вроде Салона отверженных. Скульптурное украшение Дворца промышленности можно сегодня увидеть в парке Сен-Клу.
Ну вот, обещала-сделала, первая парижская всемирная выставка - done. Заходите в телеграм, там другие истории.
Избранная библиография:
Vte de Beaumont-Vassy. Histoire intime du Second Empire.
Sylvain Ageorges. Sur les traces des expositions universelles, Paris,1855 - 1937
Christiane Demeulenaere-Douyère. For the progress of the arts in France: national exhibitions of products of the industry (1798-1849)
Ревалд Джон. История импрессионизма