Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Вокзал Сен-Лазар и квартал Европы

Хотите найти самый османовский Париж? Вам в квартал Европы, самый новый и прогрессивный квартал "столицы XIX века", при том, что современным туристам там, казалось бы, и делать особенно нечего, дома, дома, дома, сомневаюсь, что они сюда добираются массово, но мы найдем интересное.

 Martial, A.-P. Разрушение Малой Польши на бульваре Малбзерб, 1861 г.©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Martial, A.-P. Разрушение Малой Польши на бульваре Малбзерб, 1861 г.©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Начнем с того, что была здесь Маленькая Польша, район, который легенда связывает каким-то образом с королем Генрихом III и его недолгим пребыванием на польском троне. Это был бедный, опасный район, населенный нищими, преступниками, сформированный вокруг гигантской свалки. Урбанизация этого района началась с середины XVIII в., но до барона Османа, когда высокие, красивые, хоть и однотипные буржуазные дома вырастали вокруг, сохранялась Маленькая Польша, беспокоя власти, как источник, питающий многочисленные городские бунты. Опасность его жителей хорошо иллюстрируется тем фактом, что владельцы домов зачастую не рисковали требовать арендную плату с жильцов.

Martial, A.-P Маленькая Польша. 1860 г. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Martial, A.-P Маленькая Польша. 1860 г. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

С 1763 г. здесь размещалась национальная французская гвардия в казармах Пепиньер (здание XIX в. сохранилось), королевский питомник растений, недолго проработала больница, специализирующаяся на венерических болезнях. А свалку Наполеон упразднил, заменил на скотобойню. Ну так себе район, как видим, тем более интересно наблюдать за его развитием и превращением в квартал, запечатленный на многих известных полотнах.

 Dorgez ou Dorgès, graveur. Тиволи ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Dorgez ou Dorgès, graveur. Тиволи ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Но было тут кое-что еще - огромный парк развлечений под названием "Тиволи" (формально он был уже в современном IX-м округе). Первый сад Тиволи был открыт казненным в революцию откупщиком Бутеном на территории своей загородной усадьбы (такие, под названием "фоли", прихоть, строились в этом районе в большом количестве). Очень скоро весь Париж заговорил об этом парке на 8 гектарах, украшенном беседками, гротами, бассейнами и фонтанами, в котором соседствовали английские, итальянские и голландские сады, со зверинцем, коровником, конюшней, хозяйственным двором, с оранжереями и фруктовым садом.

Darcis Louis. Les Merveilleus ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Darcis Louis. Les Merveilleus ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Тиволи конца столетия служил еще и местом гуляний для инкруая́блей и мервейёз, да. Попробую объяснить, кто это такие. Это очень-очень, вызывающе модные люди, очередная золотая молодежь, чьи костюмы и поведение стали реакцией на окончание революционного террора и ежедневных казней. Инкруаябли (les incroyables, невероятные) - это молодые люди в приталенных сюртуках с огромными лацканами, часто зеленого цвета (цвет графа д'Артуа, брата казненного короля), с прической "собачьи уши", длинные волосы по бокам, короткие сзади, как у казнимых на гильотине, иногда 2 жилета, шейный платок, почти закрывающий подбородок, большие, действительно большие лорнеты или очки, суковатая трость, обязательная шляпа-двууголка.

Мервейёзы (les merveilleuses, великолепные) - их подруги, в легких, прозрачных платьях, похожих на греческие туники и в сандалиях, тоже собирали волосы наверх, повязывали на шею красную ленточку, их модные шляпы имели как бы козырек, как у бейсболок, иногда невероятных размеров.

Francois Louis Joseph Watteau. Бал в саду Тиволи.. 1799
Francois Louis Joseph Watteau. Бал в саду Тиволи.. 1799

Владельцы менялись, но парк Тиволи был открыт до 1811 г, потом открылся второй Тиволи, по соседству, на ул. Клиши, на месте бывшей усадьбы маршала Ришелье, а с 1826 г. и Новый Тиволи, уже дальше, в районе площади Адольфа Макса (IX).

Неизвестный автор. Горки в Тиволи ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Неизвестный автор. Горки в Тиволи ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

И все это были парки аттракционов, с американскими горками, (или русскими горками, кажется за отсутствием снега спускались на большом количестве мыла! непроверенная информация, но забавная), во втором Тиволи такие горки, довольно крутые, назывались Ниагарским водопадом, с театральными представлениями, обедами, физическими и химическими опытами, пиротехническими шоу, купальнями и минеральными источниками.

Запуск воздушного шара из Тиволи
Запуск воздушного шара из Тиволи

Подъемы на воздушном шаре тоже было очень популярным развлечением. В 1819 г. в Тиволи погибла Софи Бланшар, первая женщина-воздухоплаватель. Ее шар загорелся от прикрепленных к корзине фейерверков и упал.

Узнаете площадь Европы? 1880. Историческая библиотека города Парижа.
Узнаете площадь Европы? 1880. Историческая библиотека города Парижа.

В 1826 году двое предпринимателей начинают скупать участи этого района под застройку. По проекту множество улиц будет стекаться к одной большой площади. Улицы должны быть замощены, освещены, везде должны быть проложены тротуары, системы водоотведения. Улицы получили название крупных, в основном европейских, городов, а площадь стала площадью Европы.

А теперь узнаёте? Г. Кайботт. Мост Европы (1876). Musée du Petit Palais, Женева.
А теперь узнаёте? Г. Кайботт. Мост Европы (1876). Musée du Petit Palais, Женева.

Сначала площадь была большой, но простой площадью, но потом открылся вокзал. Кайботт писал свою картину уже после существенной перестройки и расширения вокзала ко Всемирной выставке 1867 г., когда площадь Европы стала мостом Европы, но это не через Сену, это виадук над железнодорожными путями, представлявший уникальный и, главное, абсолютно новый вид на железнодорожные пути.

Norbert Gœneutte. Мост Европы и вокзал Сен-Лазар. (художник жил на улице Рима, 62)
Norbert Gœneutte. Мост Европы и вокзал Сен-Лазар. (художник жил на улице Рима, 62)

А история вокзала Сен-Лазар начинается во времена правления короля Луи-Филиппа в 1837 г. с открытием железной дороги из Парижа в Сен-Жермен-ан-Ле, время в пути – 26 мин, в первом поезде проехалась королева Мария-Амалия, тогда еще временная станция находилась немного восточнее, а изначально ее планировали сделать вообще на площади Мадлен.

Г. Кайботт. Парижская улица в дождливую погоду. 1877. Art Institute of Chicago.
Г. Кайботт. Парижская улица в дождливую погоду. 1877. Art Institute of Chicago.

Итак в Париже появились улицы Мадрида, Амстердама, Лиссабона, Лондона, Москвы, Санкт-Петербурга, Рима, строительство квартала шло медленно, и во второй половине столетия он все еще был новым, привлекая модную публику, так что его можно называть "османовским". И к этому времени и позднее относится большинство супер-известных работ импрессионистов, многие из которых снимали квартиры и мастерские в этом районе: Кайботт жил на ул. Лиссабон. Его самая, пожалуй, знаменитая картина представляет квартал Европы недалеко от вокзала, на площади Дублина.

Э. Мане. Ул. Монье с дорожными рабочими. 1878 г. Fitzwilliam Museum, Cambridge. Еще есть ул. Монье с флагами.
Э. Мане. Ул. Монье с дорожными рабочими. 1878 г. Fitzwilliam Museum, Cambridge. Еще есть ул. Монье с флагами.

Эдуард Мане жил в доме № 14 по ул. Санкт-Петербург с 1872 по 1878. На этой картине запечатлена соседняя ул. Монье, ставшая уже после смерти художника улицей Берна.

К. Писсарро. Ул. Амстердам 1897г.  Tel Aviv Museum of Art. (тут странная совсем цветопередача)
К. Писсарро. Ул. Амстердам 1897г. Tel Aviv Museum of Art. (тут странная совсем цветопередача)

В период с 1892 по 1897 год Камиль Писсарро (1830–1903) регулярно останавливался в отеле «Гарнье» на улице Сен-Лазар, недалеко от площади Гавр. Он напишет серию картин, посвященных окрестностям вокзала.

К. Моне. Вокзал Сен-Лазар. Музей д'Орсэ.
К. Моне. Вокзал Сен-Лазар. Музей д'Орсэ.

Про 12 картин Моне с вокзалом Сен-Лазар, наверное, и говорить не стоит, так они известны. Моне снимал мастерскую на rue de l’Isly и с вокзала ездил в Нормандию.

Fausto Giusto. Вокзал Сен-Лазар. Конец дня.
Fausto Giusto. Вокзал Сен-Лазар. Конец дня.

Ну вот примерно так о квартале Европы, в следующий раз, надеюсь, попадем в еще более буржуазную часть 8 округа, а об улице Сен-Лазар тоже нужно сказать пару слов с иллюстрациями Писсарро, наверное в телеграм-канале, приходите туда.

И про VIII-ой округ много читать можно здесь: