Найти тему
Музей КАМАЗа

Автомобиль КАМАЗ-54102.

Музей КАМАЗа никогда не подвергал сомнениям тот факт, что первые автомобили КАМАЗ были разработаны конструкторами ЗИЛа. Удивительно, что до сих пор находятся люди, которые упрекают меня в том, что намеренно не пишу про Московский завод имени Лихачёва. Такое ощущение, что такие «зиловские радетели», даже не посмотрев полностью ленту канала, начинают писать под каким-нибудь материалом: «А где про ЗИЛ? Почему о нём не пишете?» Как-будто, любой свой пост должен начинать словами «Сначала был слово, и слово было у ЗИЛа, и слово было ЗИЛ». Музей КАМАЗа ценит и дорожит тем, что сделал ЗИЛ для КАМАЗа.

Памятный сувенир из фондов Музея КАМАЗа.
Памятный сувенир из фондов Музея КАМАЗа.

Музей КАМАЗа хранит фамилии и имена тех, кто принимал участие в разработке, испытаниях и доводке первых опытных образцов автомобилей КАМАЗ. (Интересно, помнят ли их люди, пишущие в комментариях?)

Вот имена тех, кто был причастен к созданию автомобилей КАМАЗ-5320, КАМАЗ-5410, КАМАЗ-5510, КАМАЗ-4310:

Кригер Анатолий Маврикиевич – главный конструктор ЗИЛа.

-2

Феста Георгий Александрович - заместитель главного конструктора ЗИЛа, Певцов Виталий Борисович –заместитель главного конструктора ЗИЛа, Брен Ефим Зельманович - заместитель главного конструктора ЗИЛа, Вязьмин Всеволод Авенирович – начальник бюро перспективных автомобилей ЗИЛа, Сетранов Александр Васильевич – ведущий инженер-конструктор ЗИЛа по автомобилям 6х4, Лавров Владимир Михайлович, Прокофьев В.А., Ткаченко Ю. А. – заместитель главного конструктора УКЭР АМО ЗИЛ, Карелин А., Черняев А.П., Злодырев А.Д., Кудрявцев П.И., Скопцов Н.А., Орлов Б.Н., Гоникберг Е.М., Машатин В.И., Гольдберг Г.И., Серегин В.И., Дышман Б.М., Шаевич В.Л., Дербаремдикер А.Д., Кузнецов Б.Ф., Самсонов А.А., Таскин И.И., Соколовский В.Н., Этманов Станислав Яковлевич – начальник бюро по исследованию и доводке большегрузных автомобилей, Полихов Виктор Дмитриевич – заместитель Этманова С.Я., Матёров Георгий Алексеевич, - заместитель начальника экспериментального цеха, Пружанский Л.С. – испытатель, Пестов Ю.С. – испытатель, Ахметшин А.М. – испытатель, Кузьмин Олег Николаевич – бригадир испытателей, Бычков Сергей Егорович – инженер-исследователь возглавил дорожные испытания тягачей 2 серии на автополигоне НАМИ, Лукьянов И.А., Тарасов Л.А., Каледин Николай Емельянович – руководитель бюро по исследованию и доводке полноприводных большегрузных автомобилей КАМАЗ-4310, Альперович М.С. – испытатель, Овчинников Николай Дмитриевич – заместитель начальника КЭИР, Самохин Л.Г. – инженер-конструктор – дизайнер, который нарисовал первый облик автомобиля КАМАЗ.

Внизу информация из книги «Завод и люди. 1916-2016: в 3 томах. Т.2 Флагман отрасли».

-3

На странице 103 читаем: «В числе сотен людей, строивших опытные КАМАЗы, следует назвать руководителей техчасти – Аркушу Н.Ф. и Овчинникова С.И., технологов – Жиженкова В.А, Горшкова В.Я., Сокина В.И., Терехова В.Н., Кареева А.И., Висовского А.Ф., Родина А.П., руководителей участков и мастеров опытного производства – Бодрова А.П., Астахова М.М., Коровина С.М., Соболькова В.Н., Сахарнова В.Ф., Кузина А.С., Штукина Н.А., Рябова Н.Ф., Кузнецову В.Н., рабочих – Дамьяно Л.С., Киселёва П.К., Анискина Л.Г., Юдина В.А., Грузинова Н.М., Боровикова В.С., Горбачёва В.А., Проскурина В.С.»

На странице 104 перечисляются фамилии доводчиков и испытателей-стендовиков, работавших над автомобилями КАМАЗ в период с 1970 по 1978 год: «Матеров Г.А., Парадашвили Л.И., Хапланов Н.Г., Мухарский А.А., Сурина С.С., Папин А.А., Вепринцев В.С., Дербаремдикер А.Д., Трофимов О.Ф., Палкин В.Е., Капелькин Н.М., Милягин В.Д., Беренфельд А.Б., Меламуд Р.А., Ахметшин А.М., Дискин М.Е., Дымщиц А.Д., Цапов М.Л., Гальбрех А.А., Азарашвили Л.П., Загородников Б.М. и многие другие.»

Так что не забыты на КАМАЗе имена зиловцев, которые дали жизнь камским грузовикам!

-4

А теперь непосредственно к теме.

Автомобиль КАМАЗ-54102 был изготовлен на ЗИЛе в единственном экземпляре. Это был седельный тягач с полуприцепом грузоподъемностью 20 тонн, оснащённый опытным 10-цилиндровым двигателем мощностью 260 л.с.

-5
-6

Известно, что в период с марта по декабрь 1976 года на Дмитровском полигоне проводились межведомственные испытания опытных образцов седельных тягачей КАМАЗ-54102 и бортовых полуприцепов к ним.

Автомобиль КАМАЗ-54102 с полуприцепом ОдАЗ-938506
Автомобиль КАМАЗ-54102 с полуприцепом ОдАЗ-938506
Автомобиль КАМАЗ-54102 с полуприцепом ОдАЗ-938506
Автомобиль КАМАЗ-54102 с полуприцепом ОдАЗ-938506
Автомобиль КАМАЗ-54102 с полуприцепом ОдАЗ-938506
Автомобиль КАМАЗ-54102 с полуприцепом ОдАЗ-938506
Автомобиль КАМАЗ-54102 с полуприцепом ОдАЗ-938506
Автомобиль КАМАЗ-54102 с полуприцепом ОдАЗ-938506
Автомобиль КАМАЗ-54102 с полуприцепом ОдАЗ-938506
Автомобиль КАМАЗ-54102 с полуприцепом ОдАЗ-938506

Однако, в серию этот автомобиль не пошёл. Упоминаний о нём в различного рода справках и обзорах практически нет. Случилось это, по воспоминаниям Альперовича М.С. – испытателя ЗИЛа по причине того, что в ходе испытаний «в результате повышенных вибраций крыша автомобиля в местах точечной сварки начала расслаиваться, а шины переднего моста из-за увеличенных нагрузок работали на пределе».

-13

Интересно, что в журнале «За рулём» №7 за 1978 год была опубликована статья «Магистральные грузовики».

И одной из иллюстраций к статье служила фотография автомобиля КАМАЗ-54102.

-15