Введение
Сейчас тема автомобилей почти у всех жителей России на слуху. Это неудивительно, в сложившихся условиях, учитывая наш и климат, и расстояния, и традиции поездок на дачи. Вдобавок с учетом возникших недавно проблем с логистикой и с авиационным транспортом, важность качества и количества автопарка любого назначения и формы владения дополнительно возрастает. Возрастает и значение нашей автомобильной промышленности, и важность ее сохранения и развития. В этой связи возникает вопрос и о моделях, выпускаемых на ней. К сожалению, последней легковой моделью, выполненной на платформе, созданной нашими разработчиками стала в 2015 году «Lada Vesta» платформы Lada B (подробнее о «Lada Vesta» - тут). А в сфере джипов и кроссоверов им является УАЗ «Патриот» 2005 года, восходящий еще к УАЗ-3160 1997 года, а рамой и подвеской близкий и УАЗ-469 1972 года начала производства, а созданного еще ранее (подробнее о нем тут). Но у нас был сравнительного недавно ряд разработок, перспективных и на момент работ над ними вполне современных и актуальных, но так и не вставших на конвейер. В некоторых случаях они в случае своей реализации, вполне еще актуальны даже по мировым меркам, хотя конечно если найдутся, финансовые, людские и технологические ресурсы для реанимации их в качестве серийных проектов. Но при этом все равно имеет смысл модернизировать их в этом случае в соответствии, как с новейшими достижениями мирового автопрома по возможности, так и с текущими возможностями нашей промышленности. Одной из них является достаточно известный «Русский Прадо» разработки УАЗ. Впрочем, к нему близко примыкает и кроссовер УАЗ-3170, так же нереализованный. Поэтому я расскажу о них вместе.
Описание и история разработки
УАЗ «Патриот» конечно был шагом вперед по сравнению с предыдущими серийными моделями, включая и параллельно выпускаемого до сих пор УАЗ «Хантер». Но это все равно конструкция, восходящая к УАЗ-469. Да и не всем даже в России нужен именно внедорожник, пусть и с комфортабельным салоном в отличие от «Хантера». Многим достаточно просто кроссовера с полным приводом, да и последний нужен не всем. Поэтому в 2014 году на УАЗ стали создавать при участии ВАЗ кроссовер УАЗ-3170 с несущим кузовом и постоянным полным приводом с межосевым диференциалом. Не путать с УАЗ-3170 разработки еще 70гг. XX века. Формально он был частью проекта «Кортеж» - будущего «Aurus» (подробнее о нем тут) и создавался на его платформе ЕМП. Но очень быстро стало ясно, что это невозможно и получается оригинальная конструкция. Но формальный статус участника программы «Aurus» дал возможность привлечь в качеств главного подрядчика Инжиниринговый центр Санкт-Петербургского политехнического университета – главного создателя кузова нашего главного лимузина. По своему смыслу получалось нечто вроде увеличенной по размеру и классу, и более современной «Нивы» (подробнее о ней тут и тут). Но геометрическая проходимость была при этом получалось ближе к «паркетникам». Так что обозначение этой модели именно как кроссовера было очень точным. Несмотря даже на понижающую передачу и блокировку дифференциалов. Начало серии объявили на 2020 год. Размерами модель должна была лишь незначительно уступать «Патриоту»: длину кроссовера обещали 4,6 метра, колесную базу — 2,85 м, а клиренс — около 20 см. Снаряженная массу — от 1685 до 1825 кг. Предусмотрена была наряду с механикой коробка-«автомат». Передняя подвеска планировали двухрычажную, заднюю многорычажную. Двигатели обещали на базе модернизированного при помощи Германии ЗМЗ-406. Одна версия – это атмосферный двигатель объемом 2,5 литра (145 л.с.) с распределенным впрыском. Для более дорогих версий на базе того же ЗМЗ-406 создавали двое турбомоторов объемом в 2, 3 литра и мощностью в 150 и 170 л.с.
Но в 2016 году работы над ним заморозили. Дело в том, для завода данный проект казался рискованным. Требовались большие деньги и не было гарантии, что «паркетник» от УАЗ будет востребован покупателями, просто даже, в силу сложившегося имиджа данного бренда. Да и технически уже тогда для УАЗ и других участников проектирования создать такой современный автомобиль было не настолько просто ввиду общего состояния технологий и науки в стране. Да и средств было недостаточно с учетом объема всех работ. В этом же 2016 году ресурсы были брошены на развитие «Патриота» и создание коммерческих машин на его базе. В этом были достигнуты определенные успехи. «Патриоты» и созданные на его базе УАЗ «Пикап» последние годы стали выше цениться, даже по качеству сборки. Успеха у коммерческих моделей УАЗ было меньше, но тем не менее они выпускаются. Но планы на «Патриот» были шире, чем в итоге реализовали. В том же 2016 году начали пытаться совместить наработки по УАЗ-3170 с существующей рамной конструкции «Патриота». В этом был смысл, ибо сохранялась высокая геометрическая проходимость и имидж одно из последних настоящих рамных «проходимцев». Многие, исключительно, за это и ценят продукции УАЗ. Но при этом конструкцию рамы решили улучшить, повысив таким образом пассивную безопасность машины до самых современных иностранных норм. Намечаемую машину успели почти сразу неофициально «окрестить» - «Русский Прадо». Многие смеялись по поводу названия. Но с другой стороны «Toyota Land Cruiser Prado» тоже рамный, но комфортабельный внедорожник, приблизительно тех же размеров. Изменения в конструкции касались не только улучшения рамы и дизайна, так же машина получала двигатели и трансмиссию от нереализованного УАЗ-3170.
Как и он новая машина должна была получить переднею двухрычажную подвеску. Сзади оставалось традиционный для «Патриота» мост, но уже на пружинах, а не на традиционных рессорах. Рулевое управления должно было стать тоже полностью новым. Вместо червячного редуктора, со свойственными ему недостатками при езде по трассам, «Русский Прадо» должны был получить рейку с гидроусилителем. Скорей всего она также была из наработок по УАЗ-3170. В трансмиссии от УАЗ-3170 с постоянным полным приводом через дифференциал предусмотрели как шеститупенчатую механическую коробку китайской BAIC, так и гидромеханический французский автомат «Punch Powertrain» также с 6 ступенями. Так же задумались об установке кроме новых бензиновых моторов турбодизеля от «Ford Transit» объемом 2,2 литра, выпускаемого на тот момент в России. Начало поставок покупателям ожидалось в 2021 году. Атмосферный двигатель первоначально хотели начать ставить в 2020 году на базовый УАЗ «Патриот». В планах было создание фургона, пикапов с двухдверной и четырехдверной кабинами. В перспективе, таким образом, это привело бы к снятию с конвейера «Буханки», уже давно устаревшую (подробнее о ней тут). Но недостаток средств ввиду перерасхода на другой проект владельца УАЗ «Соллерс» привел к тому, что сначала в ходе проектирования машина стал упрощаться, все более и более походя на уже существующий УАЗ «Патриот», в 2021 официально было заявлено о его заморозке. Но надо сказать, что коробку автомат от «Русского Прадо» все-таки применили на серийных УАЗ «Патриот» и «Пикап».
Заключение
В условиях санкций к нам со стороны недружественных РФ государств, реализовать такой проект будет еще сложнее, даже если будет воля и деньги. Но он и нужнее. Ибо текущая продукция УАЗ даже если удастся вернуть для нее системы активной безопасности, АКПП и тому подобные агрегаты, ныне импортируемые, она все равно уже устарела. А спрос на современные автомобили останется в любом случае и лучше его удовлетворять посредством своей автопромышленности, что только пойдет на пользе всей стране и ее населению (подробнее об этом тут). Причем реализовать, проект по которому уже велись работы, будет легче. С другой стороны, у нас в 2021 году был презентован автомобиль «Стрела» (подробнее о нем тут) - гражданский вариант бронеавтомобиля того же названия для замены УАЗ-469. Это тоже интересный проект совсем другой команды, унифицированный с уже массовой продукцией завода ГАЗ. И он тоже имеет смысл. В любом случае без свой развитой автомобильной промышленности и ее эффективного развития нам будет очень сложно в сложившихся условиях. И в идеале хотелось бы видеть на наших дорогах, различную технику, от различных российских производителей, конкурирующих между собой за нашего и иностранного, где это возможно покупателя. Ибо без конкуренции гражданский сектор промышленности вырождается.
Источники
hthttps://news.drom.ru/80372.html, https://www.drom.ru/info/misc/47705.html, https://www.drom.ru/info/misc/41928.html, https://mag.auto.ru/article/russianpradorender/,
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Канал для истинных патриотов - все самое актуальное и важное в политике