Долог путь человеческий. И с чем мы только ни сталкиваемся, осваивая год за годом собственную жизнь.
Вот, к примеру, видим, что иной человек реагирует не вполне адекватно относительно происходящего с ним. Да что там иной человек! И мы сами довольно часто выдаем не самую объективную, не самую полезную (для нас же) реакцию на некоторые события.
Пример? Кто-то обещает нам перезвонить и не перезванивает. И мы в связи с этим испытывает что-то вроде внутреннего опустошения. Не просто удивление и растерянность – а самую настоящую потерянность. Какую-то даже всеобъемлющую и всеохватывающую. Как будто нас обманули в самых лучших чувствах. Словно на этом объекте наших ожиданий свет потихоньку сходится клином.
Или вот ещё. Наш близкий человек собирается на недельку съездить в командировку. А нас вдруг поглощает такой дикий страх, так стремительно подскакивает уровень тревоги – что мы склонны списать это дело на происки интуиции. Мы заслоняем собой дверь и просим каким-то образом сдвинуть сроки поездки. Вот только штука в том, что мы впадаем в подобное состояние каждый раз, когда кто-то из наших близких уезжает на несколько дней.
Не факт, что вам близки именно эти примеры. Но хотя бы пару-тройку своих не вполне адекватных обстоятельствам реакций может вспомнить каждый из нас.
Этим предисловием я хочу вернуться к начатой теме восстановления после абьюза. Ссылка на первую статью будет внизу. К сожалению (или к счастью), чтобы лучше понимать, что здесь написано – желательно бы тот первый материал тоже прочитать.
Материал основан на схема-терапии.
Здесь же я кратко повторю самое основное понятие – «схема».
Схема – это сумма наших представлений о реальном мире. Это набор наших личных интерпретаций.
Ирония судьбы в том, что данный набор мы собирали увы не в зрелом возрасте, когда бы мы уже имели под рукой жизненный опыт. Мы составляли собственные представления о мироустройстве, будучи детьми. Дополнения вносили в подростковом возрасте. А ныне в некотором роде являемся невольниками собственных схем.
Невольниками – потому что в детском возрасте мы были довольно ограничены в репертуаре. Мы могли неправильно истолковать происходящее, а затем потихоньку отождествиться со своим толкованием. Не так много было у нас и возможностей что-то изменить, на что-то повлиять. Потом с нашего пути (как в известном эксперименте с щукой) убрали стеклянную стену, а мы так и остались плавать в пределах знакомого нам пространства.
При этом отмечу, что новые деструктивные схемы также могут образовываться и во зрелых наших летах. Например, как раз таки вследствие абьюза вполне может сформироваться схема зависимости/беспомощности.
Схемы и эмоции.
В момент активации той или иной схемы наши базовые эмоции (страх, печаль, гнев) – сносят нас бурным потоком с ног.
Чтобы сразу внести ясность, вернусь к примеру с уезжающим в командировку близким человеком. Данная ситуация может активировать схему покинутости – при наличии таковой, конечно же. Человек не понимает (как не понимает этого и его совсем ненадолго отбывающий близкий), с чем связана подобная реакция. Но с собственными эмоциями человек во власти схемы справиться не может.
Итак, когда срабатывает одна из схем, с нами происходят интересные вещи. Мы откатываемся в дальнее прошлое. В детский или подростковый возраст. Там случилась некая ситуация (или множество подобных ситуаций), которую мы считываем как похожую на то, что происходит в настоящем моменте. Пусть даже она похожа лишь по косвенным признакам. Нужно ли уточнять, что данные ситуации из детства были для нас травматичными.
И что же мы делаем? Мы выбираем свой стиль реагирования на схему. С этим вы все наверняка знакомы. Это одна из реакций: «бей», «беги», «замри» или «уступи».
В общем-то, сегодняшняя статья как раз про стили реагирования.
По-другому они называются – «дезадаптивные копинговые режимы». (От слова «копинг» – совладать, т. е. каким именно образом мы совладаем, справляемся со стрессовой ситуацией). Можно еще сказать, что это защитные стили реагирования.
И если вы всё ещё не сбежали, то продолжим. Дальше буду описывать на примерах, чтобы легче усваивалось. Примеры, конечно же, про абьюз, поэтому неизменное предупреждение: понятия «абьюзер», «нарцисс», «манипулятор» и прочие – не имеют гендерной принадлежности. Жертвами абьюза могут быть не только женщины, но и мужчины.
1. Реакция «Уступи» – «Подчинение схеме».
Человек соглашается с определенной схемой (набором схем), признает их право на существование в его жизни. Мало того, он упорно ищет – и находит возможности удостовериться в том, что жизнь (для него) такова и есть. Что он встречает на своём пути именно таких вот людей.
Ему (ей) нужно раз за разом находить подтверждение собственной схеме. Подтверждая её, человек живет с ощущением, что довольно хорошо понимает, как устроен этот мир (по крайней мере, для него).
Сейчас тем, внутри кого начинает подниматься ропот и возмущение – напомню: мы не осознаем наши схемы. По крайней мере, пока нам их доходчиво не разъяснят. Да и после этого с ними нужно будет ещё серьезно побороться.
Подчинение схеме проще всего объяснить на примере жертвы абьюза. Допустим, что у этого человека есть схемы эмоциональной заброшенности и дефективности/стыдливости. Она/-он находит партнера, который склонен игнорировать её/-его эмоциональные потребности, активно критиковать и обвинять во всем подряд. С течением времени абьюзивный партнер формирует в жертве новенькую схему: «зависимось/беспомощность».
Если отношения длительные – со временем жертва начинает замечать, что и другие люди стали относиться к ней примерно также как и абьюзивный партнер. Даже совершенно посторонние люди будто чуют, что именно в неё нужно обвинительно ткнуть указательным пальцем.
В случае же, когда отношения с абьюзивным партнером были не такими длительными, жертва, подчиняющаяся собственным схемам – находит другого партнера, который гоняет её по тем же самым циклам.
Другой популярный пример – человек с синдромом спасателя. (Я не буду грузить вас здесь лишними схемами, прилагаемыми к данному варианту). В общем, всем знакома ситуация, когда женщина, выросшая в созависимой семье и «впитав данную модель с молоком матери» – раз за разом находит себе мужчин определенного типа.
Или находит одного-единственного и неповторимого и спасает его всю свою жизнь. По крайней мере, она знает, из чего состоит её собственная жизнь, как она устроена, на что ей можно рассчитывать – и данное знание дарует некий подсознательный комфорт. Никаких внезапных сюрпризов. Никакого кота в мешке.
2. Реакция «Бей» - «Гиперкомпенсация».
Это не просто борьба со схемой. Это «гипер» борьба. Это поведение от обратного, назло всему своему детскому опыту.
И кто у нас здесь выходит на сцену? Конечно же, абьюзеры всех сортов.
И вот интересный момент. Мы берем те же самые схемы, что и у жертвы: «эмоциональная заброшенность», «дефективность/стыдливость» и для кучи «покинутость/нестабильность».
Но только реакция на схемы будет уже совершенно иная. Нарцисс никогда не уживется со своей схемой стыдливости, не примет её, не подчинится ей. Он (она) будет отрицать данную схему всеми возможными способами, направлять на других людей. (Я добавлю здесь, что у нарциссической личности активен режим «Самовозвеличиватель» – но это к теме отдельной статьи про нарциссов).
Опять же, абьюзер никогда не уступит и своей схеме покинутости и нестабильности. Он многократно претворит её в жизнь, но колоть этой схемой будет других людей. Такое отыгрывание вовне, которое помогает справиться с отвержением, пережитым когда-то в детстве.
Наверно возникнет вопрос: почему при одних и тех же схемах кто-то выбирает роль жертвы, а кто-то – абьюзера? Здесь уже в законные права вступает биологически укоренившееся влияние темперамента и характера человека. (Об этом тоже как-нибудь в следующий раз).
3. Реакции «Замри» и «Беги» - «Избегание схемы».
Внезапно я решила их объединить, видимо на контрасте.
Замирание – это пассивное избегание. Этот стиль тяготеет к диссоциированной личности.
В замирании присутствует отключение эмоций, отвержение помощи – и такая, даже как бы «механизация» личности человека. (Серьезное обеднение эмоционального опыта, отказ от такового).
В результате абьюза подобная реакция на схемы также вполне распространена. Замирание – это «отстраненная самозащита».
Избегание– это уже активное избегание эмоциональной боли. Это режим «отстраненного самоутешения».
В частности, в данный стиль реагирования входит избегание всех ситуаций, в которых схема потенциально может активироваться.
Пример: человек столкнулся с абьюзом в отношениях и больше не желает вступать в отношения от слова «совсем», дабы исключить возможность повторения травматичного сценария.
Такое избегание может проявляться и на уровне тела. Бывшую жертву абьюза может начать буквально «тошнить» от людей противоположного пола. При приближении вероятной опасности организм «встаёт на дыбы». (Но здесь мы уже затрагиваем тему последствий травмы).
Режим избегания опасен тем, что человек может потихоньку «наращивать» сферы жизни, которых он избегает. Сами понимаете, реальная жизнь также перестает баловать его своим вниманием. Опыт сужается.
К режиму избегания относится и различный поиск стимуляции психики (а кто-то наоборот, стремится замедлить темп, уходит в фантазии, в выдуманную реальность). Иные утекают в трудоголизм. В целом, человек начинает доводить некие виды деятельности до степени навязчивости.
Отмечу ещё один важный момент. Стили реагирования на схемы у одного и того же человека могут быть разными. На определенные ситуации включается реакция избегания. На другие же – к примеру, уступка. В одном из следующих материалов я буду писать про виды дезадаптивных режимов, и тогда нюансы станут более понятными.
К примеру, у тех же нарциссических личностей помимо гиперкомпенсации может присутствовать и режим избегания. Как один из вариантов – это стабильное употребление чего-нибудь горячительного (справедливости ради отмечу: такое бывает не только у нарциссов).
Однако активное использование манипуляций – суть то же самое избегание. Я бы сказала, что это избегание непосредственного, полноценного межличностного опыта. Абьюзивные личности предпочитают «запускать» ответное поведение людей по своим собственным программам. Потому что в ином случае они рискуют на полную соприкоснуться с реальностью – человек отреагирует, к примеру, совсем не так, как им нужно. Полноценно соприкасаться с реальностью одновременно означает и то, что реальность нужно принимать. Появляется опасность активации той или иной деструктивной схемы (которая выражается бурными эмоциями) и это обстоятельство может также (как и любую другую личность) сбить абьюзивную личность с ног. И неизвестно, как ей потом восстанавливать собственную целостность и душевное равновесие.
Думаю, что статью на этом пора завершать. Пишите вопросы, если что-то осталось неясным, постараюсь ответить на них в следующих статьях. С другой стороны, тема сама по себе объемная и сложная, поэтому более понятной она станет по мере чтения следующих материалов.
Здесь наверное стоит ещё приписать и смысл всей этой информации.
Смысл в том, что если вывести схемы на уровень осознанности – постепенно можно избавиться от синдрома пресловутых грабель.
А можно ли осознать схемы самостоятельно? Да, можно. Так же как и потихоньку отделить себя от них. При условии, что вы готовы над этим работать.
Ссылка на вводную статью - понятие "схемы"
Надеюсь, что вам было полезно! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал!