Гордость является одним из семи смертных грехов.
И большинство святых ставят ее на первое место среди этих грехов, так как это грех, через который зло проникло в этот мир, ибо сатана первый возгордился и подпал под Божье проклятие.
Но гордость в то же время – одна из самых трудно отслеживаемых страстей.
Ее очень трудно обнаружить самому. Чтобы ее определить почти всегда приходится соотносить себя с другими людьми, ибо она проявляется в отношениях к ним.
Подробно рассмотрел признаки гордости Иаков, архиепископ Нижегородский (1792 – 1850 гг.)
Давайте и мы последуем за его замечаниями, применяя их к себе.
«Чтобы понять, ощутить ее (гордость), замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко».
Просто и очень точно.
Мы действительно сплошь и рядом поступаем наоборот – мечем громы и молнии и проклинаем.
Правда, действуем избирательно, что изобличает в нас грех лести и человекоугодничества.
Над теми, кто ниже нас и кто от нас зависит – не стесняемся в выражениях и «ответных мерах» - распускаем язык и руки.
А вот по отношению к вышестоящим – помалкиваем в их присутствии и осыпаем проклятиями заочно. Это та же самая гордость, только вывернутая наизнанку.
«Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах тебе приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».
Именно так.
«Кто ты такой или кто ты такая, чтобы делать мне замечания?» или «На себя посмотри!» - у нас уже готовы эти ответные «стрелы», чтобы разить ими всех усомнившихся в наших достоинствах и тем более посмевших высказать нам их в глаза.
Зато любой самый пустой и бессмысленный «лайк» - будь то в жизни или в соцсетях, способен действительно нам доставить настоящее «восхищение».
И ради этого «восхищения» мы будем готовы сделать все, что угодно.
«Мелочь, а приятно»… Ничто так не выдает нищету нашей души (не духа!), как жалкий сбор «лайковых подаяний» от других людей.
Мы действительно как настоящие нищие упорно собираем эту «мелочь», видя в ней чуть не смысл нашей жизни.
Увы – эта «мелочь» не способна вернуть нам чувство самоуважения. Она способна только продлевать извращенное этим унижением чувство гордости.
Но идем дальше.
«Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко».
Опять не в бровь, а в глаз.
Посмотрите на себя, посмотрите на других - везде одно и то же: жадность к удовлетворению собственных нужд и полное равнодушие к нуждам других. Воплощенный эгоизм.
Каждый человек превращается в раковую клетку, готовую паразитировать на чужих бедах и нуждах. Лишь бы мне, лишь бы для себя. Остальные – трава не расти.
Мало того – других еще нужно задвинуть подальше в упорной конкурентной борьбе. А в идеале даже раздавить и уничтожить.
Да – мы такие, и чем дальше – тем становимся хуже и злее.
«Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко».
Это прямое развитие темы. Зависть становится нашим основным внутренним ощущением.
Мы не радуемся чужим успехам, мы завидуем и злобствуем. Радость нам доставляют только их неудачи.
Мы никогда не можем здесь успокоиться, ибо поводов для зависти бесчисленное множество.
Всегда найдутся люди в ближайшем окружении, которые питаются, одеваются, лучше преуспевают и имеют больше благ – у них и машины лучше, и квартиры, и дома, и вклады в банках…
«Дураку счастье привалило» - у нас всегда готова эта поговорка на любые «счастья» наших ближних.
Ну и наконец – еще одно мудрое замечание от святителя Иакова:
«Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко».
Это замечание важно тем, что относится напрямую к верующим людям.
И оно опять же обличает нас всех в скрытой гордости, несмотря на все внешнее «благочестие».
Кого из нас не опечаливают и не отягощают проблемы в отношениях с ближними, на работе, с собственным здоровьем?
А!?.. Есть хоть один такой человек!?..
То-то и оно! А ведь верующий должен благодарить Бога не только за блага, но и за все «плохое», что с ним приключается, зная, что все совершается по воле Божьей.
Что именно «Промысел Божий», как говорит святитель Иаков, - «участвует в делах наших» и не только направляет, но и исправляет их.
Мы бы радоваться должны за каждое такое «исправление», но как бессмысленные дети, которых маманя шлепнула за непослушание, хнычем, ропщем и надуваемся.
И напоследок – главный признак гордости. Он уже принадлежит не святителю Иакову, а святому Иоанну Лествичнику:
«Гордая душа есть раба страха: уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».
Невозможно даже перечислить всех «теней», которых мы боимся.
Мы боимся:
- потерять здоровье,
- нестроений с ближними,
- осложнений на работе,
- материального неблагополучия,
- общественной нестабильности,
- эпидемий и войн,
- смерти, наконец…
У каждого есть еще и собственный – личный список страхов их «теней», которые душат его в соответствие с собственным отрицательным, а чаще – греховным, жизненным опытом.
И немудрено, что мы от этих страхов часто находимся на грани сумасшествия.
А все из-за гордости…
И ведь чем дальше – тем будет хуже. Так что есть повод задуматься и начинать что-то делать со своей гордостью