Времена меняются. Сейчас, когда говорят о немецких марках автомобилей, в первую очередь на ум приходят Mercedes-Benz, BMW или Audi. Между тем, в истории германского автомобилестроения были и другие легендарные имена. Например, Horch.
Компания, основанная в 1899 году инженером Августом Хорьхом, начинала с ремонта машин других марок. Однако уже в 1900 году начала выпускать модели собственной разработки. Они были достаточно удачны, и их продажи позволили укрепить финансовое положение фирмы.
Окончательный выбор направления, в котором предстояло работать инженерам и маркетологам приобретающего известность производителя, был сделан в 1927 году, когда появилась модель Horch 8. Это был представительский лимузин, оснащавшийся рядным восьмицилиндровым двигателем объёмом 3,4 литра и мощностью 65 л. с. Годом позже на машину установили более совершенный силовой агрегат, выдававший 80 л. с. при рабочем объёме 4,0 литра. Для того времени это было очень неплохо.
Несмотря на успех модели, инженеры фирмы не стали почивать на лаврах, а продолжили совершенствовать выпускаемую продукцию. В 1931 году было начато производство модели Horch 12 Typ 600/670. Устанавливавшийся на этот автомобиль двигатель V12 имел рабочий объём 6031 куб. см. и выдавал 120 л. с. Модификация Typ 670 развивала максимальную скорость 140 км/час.
Стильный, комфортабельный и технически совершенный кабриолет пришёлся по сердцу многим автолюбителям того времени.
На волне успеха компания вошла в состав концерна Auto Union, объединившем фирмы Horch, Audi, Wanderer и DKW. Начиная с 1932 года на облицовках радиаторов автомобилей марки Хорьх, определённой на роль флагмана Auto Union, стали размещать эмблему в виде четырёх пересекающихся колец.
Приблизительно в это же время появилась более доступная по цене модель с индексом 830. Выпускавшаяся с разными типами кузовов – купе, кабриолет, седан, лимузин – она оснащалась мотором V8 с рабочим объёмом 3823 куб. см., развивавшим мощность 92 л. с. Машина могла разгоняться до скорости 125 км/час.
Настоящий фурор произвела модель Horch 853/853A, показанная широкой публике в 1937 году на Женевском автосалоне. Понятно, что о вкусах не спорят, но, на мой взгляд, эта машина заслуживает звания одного из красивейших автомобилей, созданных за всю историю мирового автопрома. Поэтому о ней я хочу рассказать подробнее.
Элегантный красавец имел классическую компоновку и оснащался рядным восьмицилиндровым двигателем с верхним расположением распределительного вала. Силовой агрегат имел рабочий объём 4944 куб. см. и, при степени сжатия 6:1, развивал мощность 120 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 3400 об/мин. Максимальная скорость Horch 853A составляла 140 км/час. Расход топлива, по теперешним временам, был велик – 22 литра на 100 км. Но люди, приобретавшие подобную технику, могли себе позволить большие расходы.
Подняв одну из створок капота (левую или правую) крепящуюся на рояльных петлях, можно было получить доступ к мотору.
За очистку воздуха отвечал воздушный фильтр продольной конструкции. Температура ДВС регулировалась не только термостатом, встроенным в систему охлаждение, но и термостатом, отвечавшим за открытие/закрытие створок установленного перед радиатором жалюзи.
Четырёхступенчатая механическая коробка передач с овердрайвом обеспечивала машине, эксплуатационная масса которой превышала 2,5 тонны, плавное и увереннее ускорение. Рессорная независимая подвеска всех четырёх колёс и огромные шины, монтировавшиеся на оспицованные диски с посадочным диаметром 7x17 (7,5x17) позволяли передвигаться с комфортом по дорогам даже с не слишком хорошим качеством покрытия. Имелась центральная система смазки ходовой части.
Панели кузова монтировались на деревянный, выполненный из специальным образом обработанного бука, каркас. Вся эта конструкция устанавливалась на стальную раму с X-образной связкой в центре. Крылья изготавливались из алюминия. Для отделки салона использовались натуральная кожа и благородные сорта древесины.
Именно на такой машине ездил Август Хорьх, ставший в 1942 году президентом Auto Union. Создатель бренда был уже немолод, и имел проблемы со зрением, но не любил носить очки. Однако машину Хорьх предпочитал водить сам, и тогда для него изготовили лобовые стёкла с диоптриями.
Мне довелось ездить за рулём такого автомобиля. Процесс управления огромным кабриолетом требует специфических навыков. Но если привыкнуть к габаритам и принять тот факт, что дорожный крейсер создан не для постоянных ускорений и перестроений, всё становится на свои места. И тогда ты начинаешь получать удовольствие от неспешного перемещения в пространстве, слушая, как дышит под капотом движок, работающий практически без вибраций, и ловя на себе завистливые взгляды тех, для кого Horch 853A остаётся лишь несбыточной мечтой…
После окончания Второй мировой войны город Цвиккау, где были расположены основные производственные мощности Хорьх, отошёл к Восточной Германии. Руководство фирмы пыталось возродить былую славу марки, предлагая автомобилистам модели представительского класса. Однако такая техническая политика плохо согласовывалась с политикой правительства ГДР. В результате из цехов, где раньше собирали роскошные лимузины и кабриолеты, стали выходить малолитражные Трабанты. Но это уже совсем другая история…
Фотографии взяты из открытых источников.
Если вам понравился этот материал, рекомендую ознакомиться с ранее опубликованными на моём канале статьями по этой тематике:
Автомобили для души: Duesenberg, великий и ужасный
Звезда первой величины