Найти тему
Автомобили и люди

Автомобили для души: Хорьх, повелитель дорог третьего Рейха

Времена меняются. Сейчас, когда говорят о немецких марках автомобилей, в первую очередь на ум приходят Mercedes-Benz, BMW или Audi. Между тем, в истории германского автомобилестроения были и другие легендарные имена. Например, Horch.

Компания, основанная в 1899 году инженером Августом Хорьхом, начинала с ремонта машин других марок. Однако уже в 1900 году начала выпускать модели собственной разработки. Они были достаточно удачны, и их продажи позволили укрепить финансовое положение фирмы.

Окончательный выбор направления, в котором предстояло работать инженерам и маркетологам приобретающего известность производителя, был сделан в 1927 году, когда появилась модель Horch 8. Это был представительский лимузин, оснащавшийся рядным восьмицилиндровым двигателем объёмом 3,4 литра и мощностью 65 л. с. Годом позже на машину установили более совершенный силовой агрегат, выдававший 80 л. с. при рабочем объёме 4,0 литра. Для того времени это было очень неплохо.

Horch 8 Typ 350
Horch 8 Typ 350
-3

Несмотря на успех модели, инженеры фирмы не стали почивать на лаврах, а продолжили совершенствовать выпускаемую продукцию. В 1931 году было начато производство модели Horch 12 Typ 600/670. Устанавливавшийся на этот автомобиль двигатель V12 имел рабочий объём 6031 куб. см. и выдавал 120 л. с. Модификация Typ 670 развивала максимальную скорость 140 км/час.

Horch 12 Typ 670
Horch 12 Typ 670

Стильный, комфортабельный и технически совершенный кабриолет пришёлся по сердцу многим автолюбителям того времени.

На волне успеха компания вошла в состав концерна Auto Union, объединившем фирмы Horch, Audi, Wanderer и DKW. Начиная с 1932 года на облицовках радиаторов автомобилей марки Хорьх, определённой на роль флагмана Auto Union, стали размещать эмблему в виде четырёх пересекающихся колец.

Приблизительно в это же время появилась более доступная по цене модель с индексом 830. Выпускавшаяся с разными типами кузовов – купе, кабриолет, седан, лимузин – она оснащалась мотором V8 с рабочим объёмом 3823 куб. см., развивавшим мощность 92 л. с. Машина могла разгоняться до скорости 125 км/час.

Horch 830 в кузове четырёхдверный кабриолет
Horch 830 в кузове четырёхдверный кабриолет

Настоящий фурор произвела модель Horch 853/853A, показанная широкой публике в 1937 году на Женевском автосалоне. Понятно, что о вкусах не спорят, но, на мой взгляд, эта машина заслуживает звания одного из красивейших автомобилей, созданных за всю историю мирового автопрома. Поэтому о ней я хочу рассказать подробнее.

Horch 853A
Horch 853A

Элегантный красавец имел классическую компоновку и оснащался рядным восьмицилиндровым двигателем с верхним расположением распределительного вала. Силовой агрегат имел рабочий объём 4944 куб. см. и, при степени сжатия 6:1, развивал мощность 120 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 3400 об/мин. Максимальная скорость Horch 853A составляла 140 км/час. Расход топлива, по теперешним временам, был велик – 22 литра на 100 км. Но люди, приобретавшие подобную технику, могли себе позволить большие расходы.

Подняв одну из створок капота (левую или правую) крепящуюся на рояльных петлях, можно было получить доступ к мотору.

-7
Мотоотсек Horch 853A – зрелище, безусловно, впечатляющее
Мотоотсек Horch 853A – зрелище, безусловно, впечатляющее

За очистку воздуха отвечал воздушный фильтр продольной конструкции. Температура ДВС регулировалась не только термостатом, встроенным в систему охлаждение, но и термостатом, отвечавшим за открытие/закрытие створок установленного перед радиатором жалюзи.

Четырёхступенчатая механическая коробка передач с овердрайвом обеспечивала машине, эксплуатационная масса которой превышала 2,5 тонны, плавное и увереннее ускорение. Рессорная независимая подвеска всех четырёх колёс и огромные шины, монтировавшиеся на оспицованные диски с посадочным диаметром 7x17 (7,5x17) позволяли передвигаться с комфортом по дорогам даже с не слишком хорошим качеством покрытия. Имелась центральная система смазки ходовой части.

Панели кузова монтировались на деревянный, выполненный из специальным образом обработанного бука, каркас. Вся эта конструкция устанавливалась на стальную раму с X-образной связкой в центре. Крылья изготавливались из алюминия. Для отделки салона использовались натуральная кожа и благородные сорта древесины.

Роскошный интерьер Horch 853A
Роскошный интерьер Horch 853A

Именно на такой машине ездил Август Хорьх, ставший в 1942 году президентом Auto Union. Создатель бренда был уже немолод, и имел проблемы со зрением, но не любил носить очки. Однако машину Хорьх предпочитал водить сам, и тогда для него изготовили лобовые стёкла с диоптриями.

Мне довелось ездить за рулём такого автомобиля. Процесс управления огромным кабриолетом требует специфических навыков. Но если привыкнуть к габаритам и принять тот факт, что дорожный крейсер создан не для постоянных ускорений и перестроений, всё становится на свои места. И тогда ты начинаешь получать удовольствие от неспешного перемещения в пространстве, слушая, как дышит под капотом движок, работающий практически без вибраций, и ловя на себе завистливые взгляды тех, для кого Horch 853A остаётся лишь несбыточной мечтой…

После окончания Второй мировой войны город Цвиккау, где были расположены основные производственные мощности Хорьх, отошёл к Восточной Германии. Руководство фирмы пыталось возродить былую славу марки, предлагая автомобилистам модели представительского класса. Однако такая техническая политика плохо согласовывалась с политикой правительства ГДР. В результате из цехов, где раньше собирали роскошные лимузины и кабриолеты, стали выходить малолитражные Трабанты. Но это уже совсем другая история…

Фотографии взяты из открытых источников.

Если вам понравился этот материал, рекомендую ознакомиться с ранее опубликованными на моём канале статьями по этой тематике:

Автомобили для души: Duesenberg, великий и ужасный

Звезда первой величины

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются