Найти в Дзене

Злые вы, уйду я от вас (о фильме "Злое", 2021)

Джеймс Ван – режиссер для современного кино уникальный. За жалкие двадцать лет он сумел запустить целых три (прописью: три!) довольно свежих ужастиковых франшизы. Весьма могучих, разветвленных и нестандартных, одновременно принесших своим создателям умопомрачительное бабло и ставших культовыми для продвинутой публики (то и другое сразу случается крайне редко): «Пила», «Астрал» и «Заклятие».

-2

Бывали у Вана, конечно, и весьма сомнительные проекты, вроде режиссуры «Мертвой тишины» или седьмого «Форсажа», а также продюсирования маловнятного «И гаснет свет». Впрочем, назовите мне классика, у которого никогда не случалось неудачных работ. Назовите, я жду.

Новый фильм режиссера «Злое» из-за ковида задержался с релизом ровно на год, как и многие фильмы последних лет. Впрочем, состариться за это время он не успел и смотрится достаточно бодро, как и многие фильмы Джеймса Вана.

-3

Молодая женщина Мэдисон в детстве имела довольно серьезные проблемы с неким воображаемым другом, который довольно часто переступал черту нормального. Теперь она выросла и имеет проблемы уже с грубоватым мужем, не умеющим держать себя в руках. Естественно, воображаемый друг таким раскладом недоволен: после многолетней спячки он пробуждается и начинает решительно действовать, что приводит к горам трупов. Хуже того, все эти убийства Мэдисон видит глазами убийцы прямо в момент совершения. Девушка пытается остановить потоки крови, но, естественно, добивается лишь того, что становится у полиции главным подозреваемым, как оно обычно и происходит в фильмах подобного рода. А истоки вопроса о том, действительно ли монстр воображаемый или это вполне реальный маньяк, многие годы преследующий девушку, лежат в ее раннем детстве, о котором она предпочитает не вспоминать…

-4

Фильм, подобно творениям Тарантино, переполнен цитатами и характерными ходами из киноклассиков – явственно прочитываются элементы из «Изгоняющего дьявола», «Хэллоуина», «Выводка», «Глаз Лоры Марс», «Кошмара на улице Вязов», многочисленных джалло, других именитых ужастиков. Эрудиция режиссера в области просмотренного неисчерпаема, вся вывернута на поверхность и высится обширными влажными пластами, как в мясном ряду. Причем часто абсолютно непонятно, совершает ли Джеймс Ван коленопреклоненный оммаж тем фильмам, которые так впечатляли его в детстве, либо на полном серьезе использует приемы успешных предшественников в своем опусе, разумно полагая, что холст маслом не испортишь.

Скажем, очевиден почтительный поклон в адрес великого мастера биологического хоррора Дэвида Кроненберга, много разрабатывавшего сходную тему «паразитического близнеца»; но вот то, что дело происходит в Сиэтле – это еще один горячий привет канадцу Кроненбергу или все-таки то, что Ван первую половину жизни жил в Канаде?

И так в этом фильме со многим – не то салют былому великолепию, не то постановщик кропотливо выстраивает эффектный успешный сюжет, который по природе своей обречен на использование приемов более ранних успешных фильмов.

-5

Как ни странно, гиперобильные заимствования из классиков (не станем уподобляться простецам и называть это плагиатом – плагиат в законе об авторском праве имеет очень четкое определение, и это не он), как всё у того же Тарантино, не вызывают ощущения лоскутности и калейдоскопичности. Фильм отнюдь не рассыпается на кусочки (ну, разве что иногда – когда девушка подъезжает к заброшенной психиатрической клинике и ошарашенно любуется ее впечатляющим фасадом средь бела дня, а в следующем кадре входит в подвальный архив клиники уже глубокой ночью, когда в окно заглядывает полная луна): он неплохо сверстан, подогнан по фигуре и практически избавлен от досадных провисов, во всяком случае во второй половине. И если начинается он еще довольно традиционно и шаблонно, то уже ближе к середине начинаешь смутно понимать, что все твои банальные догадки, к которым тебя ненавязчиво подталкивает режиссер, к финалу блистательно окажутся неверны.

-6

Сам фильм не вполне является хоррором, к каким уже приучил нас Джеймс Ван: скорее это слэшер, мясорубочное действо, причем не с элементами саспенза, как классика жанра вроде «В пятницу, тринадцатого», а с элементами триллера, а то и вообще кэмероновского боевика. Такое не очень страшно, но довольно увлекательно, если режиссер опытен. А Ван – гуру ужаса, как он уже не раз доказывал.

-7

Несмотря опять же на то, что «Злое», как и многие фильмы режиссера, кропотливо составлено из элементов множества успешных предшественников, смотреть его интересно. Джеймс Ван умело тасует эти элементы, на выходе получая достаточно оригинальную историю, как у него уже получилось с «Астралом» и «Заклятием».

Не вполне понятно, правда, кто же теперь будет отвечать за гору нагроможденных ближе к финалу трупов, ибо расследовать это дело станут обычные следователи из нашей реальности, куда, напомню, людей с мистическим складом фантазии, верящих в монстров, не берут. Какие такие потусторонние демоны и мстительные призраки.

Впрочем, это ведь не реальная жизнь, это голливудское кино, где неукоснительно действует изобретенная телесериальным Шерлоком Камбербэтчем мудрая формула: «Я пострадавший, вот мой плед!»

И услышав такое, все окружающие полицейские, как те мыши, садятся в кружок, вытягивают мордочки и верят, верят изо всех сил.

Василий Мидянин

-8

Другие материалы автора: