Найти тему

Не так страшен дьявол, как все остальные (о фильме «Час дьявола», 2020).

Ещё до начала проката опять пришлось со всех сторон слышать о том, будто этот фильм – новое слово в жанре ужасов. Ну, в последние годы новым словом в жанре кто только ни оказывался – тут тебе и «Прочь», тут и «Оно преследует», тут и «Хижина в лесу», и «Тихое место», и «Я иду искать», и «Не дыши», которые в лучшем случае являются крепкими середняками. Обычно же – едва сдерживаемым расизмом или не затрудняющими себя минимальной логикой пубертатными фантазиями, которые в обоих случаях беспомощно замотивированы со стороны сил зла.

-2

«Час дьявола» прорывом в жанре киноужасов – какими получились в свое время перевернувшие индустрию «Изгоняющий дьявола», «Фантазм», «Кошмар на улице вязов» или «Восставший из ада», – определенно не стал. Собственно, он даже не вполне из этой оперы. Скорее он работает на одном поле с триллерами про онлайн-развлечения, в одной обойме с «Убрать из друзей», «Открытыми окнами», «Смертью в Сети» и «Пушками Акимбо». В этой связи отдельное спасибо, что в качестве Всего Самого Плохого не выведены в очередной раз зловещие пучины Даркнета, о которых благодаря подобным фильмам все наслышаны, но которых на самом деле никто никогда не видел. Впрочем, в последнее время объяснять все происходящие ужасы Даркнетом, кажется, понемногу становится немодно – крипи-страшилка выдыхается со временем, как выдохлась тема с нелегальными мистическими телеканалами, которые якобы вторгаются в реальные трансляции либо начинают работу глубоко за полночь, когда все уже спят.

А вот свирепый демон, ведущий стрим и своей эксцентричностью в разы повышающий популярность сайта – такого любопытного безумия на моей памяти, пожалуй, еще не было.

-3

Владелец канала и актер, исполняющий на нем главную роль, бывшие воспитанники христианской школы, и без того отыгрывают довольно нестандартную тему. Про телеканалы, демонстрирующие чужой быт, уже было, про видеоблоги с матерщиной и мордобоем между участниками уже было, про подкасты со смертельно опасными ситуациями было, про сайты с настоящими смертями было, про трансляции с настоящими убийствами было. Что еще может заставить публику раскрыв рот смотреть чужой стрим?

Одной из тем, которая неизменно вызывает интерес у не слишком взыскательной публики, остается экзорцизм. Это во многом сочетание всего перечисленного: вселяясь в тело человека, злой дух якобы побуждает его к сквернословию и фантастическому насилию, которое запросто может привести к чьей-нибудь смерти. Плюс сам демон – существо сверхъестественное, способное вызвать самый живой интерес у любителей роликов в Ю-Тьюбе вроде «10 невозможных существ, попавших на камеру» или «20 самых страшных кадров, найденных в Сети». А как бы изгоняющий злых духов священник – эффектный молодой человек, привлекающий внимание всякой или всякого, кому по душе такой сексуальный объект.

-4

Идея в общем-то новизной не блещет: насчёт теряющих популярность онлайн-трансляций на тему борьбы с потусторонними силами, создатели которых попадают в безвыходную ситуацию с этими самыми потусторонними силами, уже отстрелялись «Искатели могил», «Лагерь Колдбрук» и ещё полдюжины аналогичных фильмов. Правда, впервые, насколько я понимаю, центром повествования и стрима стал настоящий батюшка-экзорцист. Батюшка этот на самом деле липовый, конечно, и всё происходящее, как и следовало ожидать – полная липа в таком же ключе, включая сценарий и актеров, которые играют одержимых. (Демон в трейлере фильма рычит: «К чёрту ваш сценарий!») Но публику она вполне устраивает, поэтому китайские платки, которые выдаются участниками стрима за настоящие христианские платы из Ватикана для духовного очищения, идут нарасхват. В оригинале фильм так и называется «Час очищения» – именно такое название носит фейковая программа, которую делают герои.

-5

И всё у них идет обычным порядком до тех пор, пока, возмущённый лицемерием создателей программы, шоу не решает посетить настоящий демон, предводитель сорока адских легионов.

Вот тут стрим и становится по-настоящему популярным, потому что бес проявляет себя куда лучшим шоуменом, чем хозяева зрелища, превращая его в настоящую кровавую вакханалию. Тут включается всё, за что люди смотрят другие трансляции: и сквернословие, и членовредительство, и смертельно опасные ситуации, и реальные убийства в прямом эфире. И игра с жертвами вроде психологических этюдов Пилы, которая так нравится зрителю, выворачивание наизнанку чужого грязного белья и публичная демонстрация пикантных секретов, которые их обладатели хотели бы похоронить навсегда: ну, что этот типчик выберет на сей раз – жестоко умереть или сказать правду?.. Демон чётко понимает, чего от него как от шоураннера ждёт публика, и умело подогревает зрительский интерес.

-6

Ближе к финалу свежие идеи у сценаристов, похоже, подиссякли, поэтому завершилось всё чрезвычайно эффектно, но несколько нелогично, примерно как в фильме «Демоны»: зачем, зачем, во имя всего святого, для начала всеобщего конца света силам зла понадобилось собирать в заброшенном кинотеатрике случайных людей и там жестоко с ними расправляться?!

Вот и «Час дьявола» демонстрирует в финале такое же немотивированное отсутствие формальной логики, которая наверняка свойственна даже сверхъестественным существам. Видимо, стоило всё же ограничиться камерной историей о стриме про фейкового экзорциста и противостоящего ему демона, вышло бы гораздо более интригующе. Но сколько же могут несчастные сценаристы за столь небольшие деньги тянуть психологическое напряжение, используя подручные материалы?!

-7

С таким смешным бюджетом фильм вообще выглядит конфеткой. Всё действие в этом расширенном варианте бывшей короткометражки происходит всего в паре локаций, но напряжение нагнетается нешуточное. Вот только раз уж денег было мало, на мой скромный вкус, вообще не стоило впустую тратить их на компьютерные спецэффекты. Согласен, адские псы выглядят вполне неплохо и добавляют происходящему оживляжа. Но вот крайне халтурно отрендеренная фигура горящего человека или мультяшный образ дьявола здорово портят общее впечатление.

-8

Взяли бы тогда уже традиционного каскадера в глухом огнеупорном костюме и полили бы его огнеопасной жидкостью – опыт экспло семидесятых демонстрирует, что особо это бюджет не перегружает. Оно в общем-то тоже выглядит не очень натурально, но определённо получше того, что нам продемонстрировали. А на самом деле адскими псами явно стоило ограничиться.

Короче говоря, предельная дешевизна бюджета несколько подкосила это кино. Хотя рассказанная в нём история, пожалуй, заслуживает благосклонного внимания.

Василий Мидянин

-9

Другие тексты автора: