Продолжаю выволакивать из небытия свои старые тексты про кино, которые превышают пару абзацев. Этот, по-моему, вообще нигде не публиковался и не выкладывался, кроме Живого Журнала.
Да ты ведьма! ("Иван Васильевич меняет профессию")
Посмотрел пресловутую "Ведьму". Ну, ту самую, которая "Вий", только без Вия.
По рекламным трейлерам и рассказам очевидцев ожидал много, много худшего. А так оказался вполне себе американский хоррор четвертого экрана, который без малейших угрызений совести можно вставлять в телесериал "Мастера ужасов" - ну, знаете такой, наверное, где некогда блеснувшие в жанре пожилые дядьки вроде Дона Коскарелли и Тоба Хупера натужно давят из себя аналогичный продукт, к сожалению, уже без прежнего блеска. Напоминает по духу, сюжету и операторской работе позднего Брайна Юзну, нестерпимо тупого и несостыкованного, но атмосферного; если бы мне сказали, что он снят по рассказу Лавкрафта или Эдгара По, я бы ничуть даже и не удивился.
Сюжетная канва усовершенствована в соответствии с современными коммерческими требованиями. Действие происходит в наши дни. Бурсака Хому Брута заменил некий скандальный журналистег, который спьяну заехал неведомо куда, но вовремя обнаружил посреди леса глухой ночью зловещий дом. Понятно, что лучше ночевать в зловещем доме, чем в зловещем лесу, поэтому герой именно так и поступил.
Понятное дело, что в ванну к герою немедленно забирается загадочная местная жительница. Так всегда и бывает, особого удивления это у героя не вызвало. Дабы тайна ее появления не омрачала герою дальнейшей жизни, он топит девушку в этой самой ванне. Всё гениальное просто.
Дабы избежать осложнения ситуации, герой переодевается в сутану священника и пытается выбраться с места преступления. Но это была большая ошибка, потому что неожиданно нарисовавшегося в глубинке священника местные власти очень убедительно просят три ночи бдить, читая над трупом всякие заупокойные мессы, или как там у них это называется. Очень, очень убедительно.
Естественно, покойница-дьяволопоклонница в первую же ночь встает из гроба и ищет по всей церкви своего убийцу. Ну, и далее примерно как в оригинале. В первом приближении. За исключением того, что в фильме нет ни Вия, ни прочей нечистой силы, а весь конфликт построен на ночном противостоянии героя и ведьмы. На нечистую силу адски не хватило бюджету.
Короче, как говорил в подобных случаях один колоритный персонаж, сдается мне, что у пана атамана нема золотого запасу.
Актеры честно отрабатывают свою мизерную ставку, то есть чудес артистизма не показывают, но и не проваливаются особо. Самым убедительным выглядит престарелый Лембит Ульфсак, мистер Эй из советской "Мэри Поппинс"; в который раз убеждаюсь, что актер старой когорты, даже второго эшелона, как вышеупомянутый, практически всегда дает прикурить молодой поросли.
В общем, если бы это не рекламировали назойливо как первый грандиозный отечественный фильм ужасов, вполне проканало бы под пиво и чипсы в качестве одного из множества не претендующих на многое дишовых американских ужастиков, местами даже вполне эффектный, где-то между "Рыцарем-демоном", "Шоссе в ад" и "В пасти безумия". К сожалению, этот российский фильм происходит в Америке с американцами и даже снят на английском языке, если я правильно уловил движения губ актеров. Хотя насчет "российского" еще можно поспорить - у половины актеров и съемочной группы прибалтийские фамилии.
А множественные сюжетные натяжки - ну, отцы, жанр такой. Все равно по части сценарных натяжек ему далеко до "Мастеров ужасов", где вообще разверзаются бездны гладныя.
Гораздо больше фильма меня заинтересовал этот русский парень, по роману которого снят фильм - Н. Гоголь. Судя по всему, фантазия у него есть, фабулу замутил неплохую, в духе Кунца. Если он еще и пишет хотя бы не хуже Кунца, я бы охотно что-нибудь из него почитал. Вот только зря он пишет про Америку и полицейских: то же самое на русском материале наверняка вышло бы любопытнее.
Василий Мидянин