Найти тему
Всё обо всём

Уставшим водителям – не место за рулем!

Уставшим водителям – не место за рулем!

Состояние утомления является одной из самых частых причин совершения дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Состояние утомления является одной из самых частых причин совершения дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает бороться с ним внедрением современных технологий безопасности транспортных средств, благодаря которым можно сократить случаи ДТП из-за сонливости водителей. Инициативу уже обсудили в верхних эшелонах власти, и в марте 2022 года был получен ответ от двух министерств: МВД и Минпромторга.

НЕ СПАТЬ! НО КАК?

Сонливость за рулем порой не очень заметна. Но это безопасности на дорогах не добавляет - случаи, когда водители не справляются с управлением из-за усталости, очень часто приводят к трагичным последствиям. К примеру, в странах Евросоюза почти четверть (!) всех аварий происходят по этой причине.

Многие считают, что утомленный водитель не менее опасен, чем пьяный человек за рулем. По некоторым исследованиям, 17–19 часов без сна сопоставимы по влиянию на состояние водителя, как и 0,5 промилле алкоголя в крови (в России допустимы 0,3 промилле).

Особенно эта проблема характерна для водителей междугородных автобусов и крупногабаритных грузовиков, которые нередко проводят за рулем больше времени, чем положено, и мало отдыхают. Вот несколько цитат начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаила Черникова:

«Мы очень много говорим о человеческом факторе, который, к сожалению, остается одним из основных причин происшествий. Более 85% ДТП совершается именно из-за человеческого фактора».

«Многие водители, гонясь за прибылью, не отдыхают, а потом засыпают, выезжают на полосу встречного движения. Результат – жертвы».

«Анализ аварий с участием автобусов показал: чаще всего нарушения связаны с переутомлением водителей».

Американская ассоциация автомобилистов также считает, что недосыпание повышает риск попадания в аварию. Если вы спали 5–6 часов в течение суток, вероятность возрастает в два раза, при 4-5-часовом сне – в четыре! Российская ГИБДД предупреждает, что чем выше скорость, тем быстрее устает водитель. На скорости 90 км/ч, усталость наступает всего через 3,5–4 часа.

Часто водитель просто не осознает, что у него наступает стадия критического утомления. А некоторые считают, что могут полностью взбодрить себя, выпив, к примеру, чашечку кофе, открыв окно или включив громкую музыку… Но это – ошибка, которая может стать роковой!
Часто водитель просто не осознает, что у него наступает стадия критического утомления. А некоторые считают, что могут полностью взбодрить себя, выпив, к примеру, чашечку кофе, открыв окно или включив громкую музыку… Но это – ошибка, которая может стать роковой!

В ЕВРОПЕ МЕРЫ УЖЕ ПРИНИМАЮТСЯ!

Административные меры не уменьшат количество уставших водителей и не улучшат статистику ДТП, поскольку невозможно измерить степень усталости водителя. Поэтому действовать нужно только с помощью внедрения самых современных технологий безопасности.

Не так давно Европарламент утвердил требования и регламент по внедрению технологий, сберегающих жизни во время управления транспортным средством в усталом виде. Их три:

1) DDAW

Предупреждение о сонливости и нарушении внимания. Технология отслеживает бдительность водителя посредством анализа систем управления транспортным средством и его поведение, включая действия водителя. Если программа обнаруживает отклонения, присущие усталости, то выдается визуально-звуковой сигнал, предупреждающий водителя о том, что ему стоит обратить внимание на своё состояние.

2) LDWS

Система предупреждения о выезде из полосы движения отслеживает движение по полосам на дорогах, где присутствует разметка. Если транспортное средство начинает отклоняться от своей полосы на 30 см на скорости 65 км/ч и выше без включенного поворотника, то система посылает минимум два из четырех сигналов: вибрационный, звуковой, визуальный или тактильный. Таким образом, водитель может взбодриться.

3) AEBS

Продвинутая система экстренного торможения автоматически применяет торможение в тех случаях, когда водитель не реагирует на приближающуюся опасность столкновения. Такие уже сейчас устанавливаются на премиальных авто. Программа анализирует разницу в скорости и расстояние до объекта впереди, и по определенному алгоритму в необходимой степени активирует тормозную систему, если возникает прямая угроза столкновения. При этом водитель получает сигнал об угрозе за 0,8 секунд до срабатывания экстренного торможения.

Эти защитные механизмы не берут контроль над транспортным средством, но они уже доказали свою эффективность и признаны на международном уровне решающими в борьбе со смертностью по причине вождения в состоянии утомления.

C 6 июля 2022 года в Евросоюзе перестанут вводить в эксплуатацию новые модели автомобилей без указанных выше систем безопасности. А с 7 июля 2024 года в странах ЕС перестанут регистрировать транспортные средства, не соответствующие новым стандартам.

Водитель уснул за рулём и не справился с управлением.
Водитель уснул за рулём и не справился с управлением.

КАК СОХРАНИТЬ ТЫСЯЧИ ЖИЗНЕЙ?

Дмитрий Давыдов предлагает издать в России соответствующий закон и затем, по прошествии двух лет, запретить постановку на учет новых автомобилей без указанных выше трех технологических функций, защищающих водителя в состоянии утомления. Также предлагается через три года после издания закона запретить эксплуатацию грузовиков и автобусов дальнего следования, если они не оборудованы системами LDWS и AEBS.

Со временем новые автомобили, оборудованные современной системой безопасности, постепенно будут вытеснять старые, и крупногабаритный коммерческий транспорт будет создавать меньше угроз на трассах страны.

В результате внедрения этого предложения смертность и травматизм на дорогах России значительно снизятся, и тысячи жизней будут сохранены.

РЕАКЦИЯ ДВУХ МИНИСТЕРСТВ.

Ответы от двух Министерств (МВД, подписанный начальником отдела по работе с обращениями граждан А.Е. Горюновой, и Минпромторга России, который подписал Заместитель директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Т.Г. Парсаданян) Дмитрий Давыдов получил в марте 2022 года. В МВД согласились, что приоритетными задачами законодательства в области безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья граждан, предупреждение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. Также сообщалось: работа по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения ведется Госавтоинспекцией на постоянной основе.

Ответ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) был более развернутый. В нем, в частности, говорится: «… Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России рассмотрел Ваше обращение по вопросу внедрению в России систем безопасности транспортных средств…

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации автору и патентообладателю принадлежит исключительное право на использование охраняемых патентом изобретения, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению и, соответственно, авторы изобретений самостоятельно решают вопросы размещения своей интеллектуальной собственности.

Также сообщаем, что в целях практической реализации результатов интеллектуальной собственности в настоящее время созданы и действуют различные федеральные и региональные инновационные фонды, и иные структуры, которые призваны на договорной основе изыскивать организации и предприятия, заинтересованные в использовании тех или иных технических новшеств, и содействовать авторам в практической реализации их разработок…»

-4

КОММЕНТАРИЙ ДМИТРИЯ ДАВЫДОВА

Дмитрий Давыдов поблагодарил Министерство внутренних дел и Министерство промышленности и торговли за ответы на его предложение об обязательном оснащении автомобилей системами безопасности против вождения в утомленном виде и предложил рассмотреть дополнительные аргументы: «Очевидно, что Правительство постоянно предпринимает различные меры по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, а в стране в должной мере обеспечивается поддержка новым изобретениям и инновационным проектам по развитию разных сфер промышленности.

Вы верно отмечаете, что любое новое изобретение должно стать востребованным на всех этапах применения. Как раз поэтому я и предлагаю создать эту востребованность посредством законодательного регулирования стандартов по безопасности, предъявляемых к транспортным средствам, произведенным после начала действия закона. В этом случае в течение срока, отпущенного законом, высокотехнологичные инженерные компании будут регистрировать свои изобретения, пользуясь всеми описанными Вами преимуществами, которые предоставляет государство. Закон создаст стимул и укажет требования, которым должно соответствовать изобретение.

… Без вмешательства со стороны государства могут понадобиться десятилетия, чтобы на большинстве автомобилей в России появились предупреждающие системы при усталости водителя. За это время по причине утомляемости за рулем погибнут и пострадают десятки тысяч россиян. Поэтому важна именно инициатива от власти, чтобы ускорить этот процесс, и таким образом спасти жизни.

Если начать работу в этом направлении сейчас, то в 2030 году можно будет уже ощутить эффективность принятых мер. Эта инициатива может стать частью стратегического плана по снижению смертности и травматизма на дорогах к 2030 году в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Предложения Дмитрия Давыдова по снижению риска автоаварий из-за усталости водителя выглядят очень логично. И затраты можно поделить, как минимум, на три части: производители автомобилей, производители оборудования и покупатели. Примерно также в 2014 году стала невозможна регистрация в РФ автомобилей без системы ЭРА-ГЛОНАСС для экстренного реагирования при авариях.

В нашем случае от решения зависят жизни десятков тысяч россиян. Как водителей и их пассажиров, так и простых пешеходов.

В решении такого важного и масштабного вопроса без участия государства не обойтись. Дмитрий Давыдов надеется, что это и другие его предложения получат законодательную поддержку.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются