Найти тему
ПиПси

«Мягкий» мужчина и «жесткая» женщина: дисбаланс в структуре личности

Для психики человека актуален принцип единства противоположностей, включая и гендерные архетипы, поэтому внутриличностно мы содержим и мужское, и женское.

У мужчин таким архетипом выступает Анима (чувственная часть личности мужчины, его эмоции, «душа», духовная/нуминозная составляющая его Я), а у женщин – это Анимус (ее Логос, осмысленность, рациональность, «картина мира», особенности социального контакта, актуальные установки).

Хорошо, когда есть баланс данных архетипических составляющих.
Но он не всегда и не всем доступен.

В силу разных причин (в том числе, и из-за нарушенных детско-родительских отношений, из-за деструктивной модели родительской семьи, из-за проблем с сепарацией от родителей и т.д.) надлежащий баланс может отсутствовать. И тогда порой гендерно-противоположная часть Я «затапливается» бессознательными содержаниями, искажается и/или связь с ней теряется.

Эта проблема у мужчин и женщин имеет ряд особенностей.

Мужские проблемы с Анимой

В случае нарушения контакта со своей «внутренней женщиной» мужчина может утратить часть своей личностной маскулинности: стать ранимым, «мягким», чрезмерно эмоциональным, а порой и истеричным – он становится «одержимым» своей Анимой. Этот архетип «поглощает» часть функционального маскулинного Эго мужчины, удерживая свой контроль над эмоционально-волевой сферой его личности, над его реакциями, негативно влияя на систему его установок, на взгляды и поведение.

Также возможен и другой вариант нарушений в структуре личности мужчины при инфляции («разрастания») его архетипической Анимы в конструкте Я – это блокировка эмоциональной сферы. Тогда мужчине сложно выражать любые чувства, особенно открыто, при других.

Как правило, символическая одержимость мужчины Анимой (которая, кстати,
может нести в себе след его неосознанной идентификации с проекцией материнского Анимуса, то есть, Анимуса его матери – в силу негативного, токсичного или остро травмирующего контакта с мамой в детстве, что порой нередко становится и предпосылкой гомосексуальной ориентации) не дает мужчине понимать собственные эмоции, переживания, а также эмоции других людей, даже самых близких.

И, соответственно, так или иначе, эти негативные изменения в структуре Я мужчины, сформированные первично в детско-родительском бэкграунде, находят свой отклик и в его отношениях со значимыми ему женщинами.
Допустим, с партнершей/с потенциальными партнершам/с супругой. Реализуется это в жизни мужчины, например, в виде «донжуанства» (иными словами, в виде постоянной смены своей персонифицированной Анимы; посредством смены одной женщины – другой).
Или проблема с Анимой реализуется через обратный процесс – через отторжение женского в себе (а за счет проекции – и отторжение женского вовне в виде конфронтации с женщинами/фемининным), то есть через все еще неосознанные попытки сепарации от материнского комплекса, от негативных маминых установок, по-прежнему довлеющих над мужским Эго в виде проявлений архетипа Ужасной Матери. Такой архетип может, в свою очередь, персонифицироваться в разных женщинах в жизни этого мужчины – не только в образе «плохой» жены, но даже и в образе «плохой» дочери, и выражаться в виде постоянных острых конфликтов в силу неприятия личностных особенностей жены/дочери/знакомых/коллег женского пола и т.д.

Так выражается мужской протест против Анимы (инфантильный «сыновий бунт», нереализованный в детстве для своей властной матери, как незавершенные эдипальные переживания мальчика), захватившей над ним власть еще в детском возрасте из-за ошибок воспитания его матери. Его внутреннее и по-прежнему незрелое Дитя (тоже архетипическое, конечно же) «бежит» от удушающего материнского контроля; мужчина пытается вырваться, освободиться из-под тотального воздействия нарушенной Анимы, которая не дает ему комфортного контакта с собой (первично) и с миром.

Результаты такого «побега» от женского в самом себе могут быть самые разные – от частых разводов и семейного неблагополучия (включая ситуации домашнего насилия) до активации однополого влечения.

Даже если мужчина из-за проблем с Анимой не чрезмерно сентиментален, а сталкивается с обратной стороной трудностей, связанных с его «внутренней женщиной», выражаемых в сложностях с «выгрузкой» вовне своих чувств, он все равно становится более фемининным внутриличностно (например, когда присутствует шизоидная акцентуация: внешне он – «скала», а внутри – «мимоза») – становится «мягким» мужчиной.

Женские проблемы с Анимусом

У женщины нарушение связи с ее внутренней гендерной противоположностью, с Анимусом, с ее внутренним архетипическим «защитником», «рыцарем», «мудрецом» выражается иначе, чем у мужчины, но тоже – крайностями, полюсно.

Либо такая проблема реализуется через активацию предубеждений, через проблему с иррациональностью действующих установок: женщина в такой ситуации утрачивает способность объективно оценивать происходящее, полагается сугубо на интуитивное и оттого становится зависимой от предубеждений – нарушается ее связь как с самой собой, так и с окружающими ее людьми.

Либо сложности возникают в поле ее фемининности: она подавляется и начинает превалировать излишняя маскулинность, продуцируемая ее негативным Анимусом (во фрейдизме/в психоаналитическом контексте такой тип личности у женщины называют «фаллическим»/«фаллическая женщина»; это тоже связано с незавершенными эдипальными переживаниями в детстве – желание «заполучить себе» папу, ревность своего отца к матери, негатив к матери и др.).
Данное нарушение баланса в структуре Я фокусирует женщину на сугубо рациональном контакте с миром даже тогда и там, где это не особо требуется.
Так выглядит символическая «одержимость» женщины Анимусом.

Ее мировоззрение начинает идентифицироваться с мужскими принципами. Также женщина и внешне может меняться при этом: в манере ее поведения присутствует «мальчуковость», а порой и псевдо-маскулинность с уже резким «мужским» позиционированием себя в обществе.
На изменения такого рода в женском Я влияет негативный отцовский комплекс (отец влияет на личность дочери аналогично тому, какое влияние оказывала мать на становление личности своего сына).

Женщина становится во всем более «жесткой», что сказывается на ее отношениях с окружающими, с мужчинами (здесь также может происходить смена ориентиров при выборе партнеров – «фаллическую женщину» могут интересовать однополые отношения, так как она идентифицируется с проекцией Анимы своего папы и нередко мощно реализует в себе мужское начало).
Она более властная, эмоционально закрытая, ориентированная на материальное и рациональное, нежели на духовное и чувственное. Ее Анимус негативен и постоянно вовлекает ее в конфликты с маскулинным в себе и вовне.

Как увидеть проблему и восстановить личностный баланс?

Когда в самом себе человек свою мужскую/женскую архетипическую противоположную часть не осознает, не понимает, не видит (в полной мере), не признает ее, как составляющую своей личности, то эта часть может проецироваться на партнера.
То есть, в таком случае человек фокусируется на тех партнерах (в том числе, и при выборе мужа или жены), которые по сути будут являться персонификацией его собственной/-го Анимы/Анимуса.

Тут важно понять следующее: то, каким человек видит своего партнера, может демонстрировать «перекос» в его собственном личностном устройстве.

Важно распознать, все ли находится в единстве и благости в конструкте своего Я, когда партнер вызывает смешанные чувства.

Например, если в муже вас раздражает его сентиментальность, «болтливость» (ну, вот,
любит человек поговорить обо всем подробненько, обсудить все/всех), его акцент на детали при выборе одежды, любовь к аксессуарам, крайне бережное отношение к своим чувствам и т.д., то это может являться «звоночком» о том, что вы еще на этапе его выбора в качестве своего партнера сами могли интуитивно перенести на него свои качества личности.
Качества, которые, быть может, на самом деле – только ваши – но вы, не принимая их в себе, стали неосознанно искать в мужчинах; и в итоге нашли самого подходящего человека под обозначенные критерии, который стал вам супругом.
Но так как в нем содержится все ваше личностно теневое (иными словами – все отрицаемое в самой себе), вас со временем муж стал раздражать, ведь он, словно олицетворение вашей Тени, той части личности, которая у вас вызывает отторжение, неприязнь, непонимание.

Или, например, если вы ощущаете, что ваша жена стала более резкой, более ориентированной на практические принципы, на материалистичное, нежели на чувственный, эмоциональный контакт с миром; если она стала меньше выражать свои чувства, то не исключено, что вы выбрали эту партнершу, переадресуя на нее свои маскулинные качества личности.
То есть, вы выбрали женщину, интуитивно ориентируясь на «зачаток» ее маскулинной доминации, так как со своей маскулинностью вы можете находиться в конфронтации.

Такого рода проекции формируют «почву» для серьезных конфликтов с партнерами: человек видит в другом человеке – «свое» негативное/нарушенное/отвергнутое, но не осознает этого.

Работа с подобными нарушениями личностного баланса осуществляется
в совместной практике с психологом, использующим в своей работе методы глубинных психотерапевтических школ (юнгианский анализ, психоанализ).

Самостоятельно проблему с деструкцией личности решить сложно.
Почему?
Дело в том, что самим человеком, имеющим подобную проблему, многое в себе изначально не осознается, есть блоки, которые психика реализует для защиты от контакта Эго с первопричиной проблемы – с вытесненной/подавленной в бессознательное травмой или со сложным, болезненным переживанием из прошлого. Из-за этого при попытке своими силами найти предпосылки личностного нарушения и скорректировать их возникает естественное сопротивление психики. Она не пускает к «ядру» проблематики, а значит, не даст ее терапевтировать (к тому же, для психотерапии нужны специальные психологические знания и проф опыт).

Но ситуация меняется, как только появляется «медиатор», стимулирующий бессознательное, содержащее вытесненную информацию, необходимую для оказания надлежащей помощи человеку – сложные переживания, нуждающиеся в отреагировании и принятии для реализации единства в структуре Я.
Таким «медиатором» выступает еще одна психика.

Психика специалиста.