Без установок и стереотипов жить невозможно. Мы знаем, что на кладбище нельзя кричать, а на свадьбе странно быть молчаливым и грустным. Нас учат, что грузины любят шумные застолья, а эстонцы неторопливы и мало говорят. Нам твердят, что японские машины – самые качественные, немецкое пиво – самое знаменитое, а настоящий толк в бане знают русские. Какие-то стереотипы необходимы, какие-то спорные, есть много вредных и ложных представлений…
Но вот в литературе стереотип очень опасен. Он существует вне текста, упрощает его, заслоняет. И… как бы выдает индульгенцию на «непрочтение». Примеров тут масса, сегодня я хочу поговорить об одном из самых известных рассказов Чехова. Все помнят «Каштанку». Собака потерялась. Ее хозяин был пьян, не уследил за ней, и вот она одна на зимней заснеженной улице. Ее подбирает незнакомец и приводит в дом. Обогревает. Кормит. Потом даже начинает учить фокусам, потому что он клоун. И берет в свою «труппу». Все хорошо, Каштанке, которую теперь зовут «Тетка» интересно, сытно и хорошо. Во время первого (и, как потом выясняется, последнего выступления в цирке), ее узнает сын прежнего хозяина. Все новое и наносное мгновенно исчезает, собака бежит на голос родного и уютного прошлого, которое мгновенно становится снова настоящим, - и возвращается домой. Жизнь с циркачом, учеба, новые знакомства, сытная еда, внезапная и жуткая встреча со смертью (Каштанка скулит от ужаса, когда умирает гусь), - все это становится перепутанным сном. А дом и привычная жизнь – пробуждение.
В таком пересказе, или, с такой ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, перед нами рассказ о возвращении, о любви к дому. Рассказ с, безусловно, счастливым концом. Все потому, что «возвращение домой» и образ дома равен для нас счастью. Это один из культурных стереотипов. Между тем, рассказ гораздо сложнее. И трагичнее. Да, Каштанка любит дом, и запах столярного клея ей приятен и любим. Но она также любит голод, издевательства мальчика Федюшки (который привязывает к веревке кусок мяса, дает собаке его проглотить, а потом радостно выдергивает его из живота), готова сносить оскорбления («Хоть бы ты сдохла, Холера!»). Но главное! – возвращение домой не гарантирует будущую потерю и одиночества. Ни Лука Александрович, ни Федюшка не изменились. Столяр снова пьян. Это не возвращение. Это бег по кругу. Как в цирке….
Но стереотип побеждает. Посмотрите мультфильмы, созданные по мотивам рассказа, и вы легко убедитесь в этом. Сценаристы тоже любят счастливый финал и не любят расстраивать зрителя. Сравните текст рассказа с мультфильмами и напишите в комментариях, если вы заметите серьезные расхождения с текстом «Каштанки».
#леонидклейн #методклейна #клейнрекомендует #каштанка #чехов