Считается, что средний словарный запас образованного человека составляет около десяти тысяч слов.
Вряд ли кто-то при этом будет жаловаться на то, что он не умеет говорить.
Однако есть нюансы:
- кто-то не умеет говорить на публику;
- кто-то теряется при общении с противоположным полом;
- кто-то испытывает сложности в конфликтных ситуациях;
и т.п...
Получается, несмотря на то, что мы знаем слова, и даже много слов, мы не можем сообразить как их использовать в некоторых стрессовых для себя ситуациях.
Собственно по этой причине эти ситуации и стали для нас стрессовыми.
Из-за нехватки положительного опыта мы заранее предчувствуем своё поражение, от чего становится ещё только хуже.
И тогда мы, либо избегаем попадать в эти критичные для себя обстоятельства, либо пытаемся научиться правильному коммуникативному поведению для таких случаев.
Или избегаем, или учимся.
Можно учиться самому. Можно пройти какие-то специализированные курсы или тренинги.
Мы будем учиться тому, как реагировать и что говорить, а значит, мы будем учиться функциональной коммуникации.
В прикладном анализе поведения (АВА) тоже есть такой тренинг.
Тренинг функциональной коммуникации (FCT) - метод управления поведением, при котором нежелательное поведение, вызванное какими-либо мотивационными условиями, заменяют правильным коммуникативным поведением.
Задача специалиста - научить своего клиента тому, как надо правильно реагировать для того, чтобы достичь желаемого.
Тот факт, что ваш ребёнок может использовать слово в одном контексте вовсе не означает, что он сможет воспользоваться им и в другой ситуации.
Особенно эта проблема актуальна для детей с аутизмом. Ибо способность к обобщению это их слабое место.
Можно уметь просить что-то дома и не пытаться воспользоваться этим навыком, например, на улице.
Можно уметь просить что-то у мамы и испытывать сложность с тем, чтобы обратиться с этой же просьбой к кому-то другому.
Поэтому обобщение навыка это обязательный этап программы обучения для таких детей.
Но даже безотносительно диагноза, если функция поведения очевидна и при этом вы не вполне довольны тем как себя повёл ваш ребёнок, то не стесняйтесь подключаться и помогать ему в том, чтобы научить его правильно реагировать в таких ситуациях.
Если функция поведения неочевидна, и при этом демонстрируемое ребёнком поведение опасно, то зовите поведенческого аналитика, чтобы он помог разобраться.
Про то, что такое функции поведения и какими они бывают есть статья с подробным разбором:
Статья о важности коммуникации:
Надеюсь, было полезно.
Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.
Поддержите 👍
#ава-терапия #аутизм #дети #семья и дети #воспитание