«Бытие есть неопределенное непосредственное. Оно свободно от определенности по отношению к сущности, равно как и от всякой определенности, которую оно может получить внутри самого себя. Это не имеющее рефлексии бытие есть бытие, как оно есть непосредственно лишь в самом себе.»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
В прошлых роликах мы уже обсудили то, «зачем же нужна диалектика» и то, «почему начало есть именно чистое бытие». Сама диалектика мира толкает нас на дорогу изучения и постижения категорий философии. Сегодня мы и будем разбирать самые простые категории «Науки логики». Поехали!
Начнём с первой цитаты. Там есть слово рефлексия. Это выражение неоднократно будет встречаться на протяжении всего труда Гегеля и я его так же буду часто использовать, а значит необходимо определить его.
«Рефлексия есть чистое опосредствование вообще.»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Для тех, кто не понимает, что такое опосредствование - посмотрите ролик о начале в диалектике, там я этот вопрос разбирал. Теперь — к категориям.
Бытие, чистое бытие
Бытие есть. Оно без всякого дальнейшего определения и содержания. Оно есть начало логики, мышления, философии. Бытие ничем не опосредствовано, не заключает в себе какого бы то ни было содержания. Оно чисто от связи с чем-то внутри него или во вне. Бытие есть чистая неопределённость, пустота.
По мере выпуска роликов про диалектику я буду приводить примеры, чтобы легче было усвоить ту или иную категорию. Если же говорить в этом контексте про чистое бытие как таковое, то примером тут будет вообще всё что угодно, так как это максимально общая (другими словами, всеобщая) категория.
Что бы вы не взяли в своё рассмотрение, оно уже бытие. Нет ничего такого, про что нельзя было бы сказать, что оно есть, хотя бы в виде идеи. Единороги? Есть. Гарри Поттер? Есть. Макаронный монстр? Есть. Все эти выдумки всё равно есть, хотя и в наших мыслях. Да, они изображены на картинках, про некоторых даже снимают фильмы, но они всё равно есть лишь в нашей рефлексии. Мы их мыслим и их образы есть у нас в головах.
Точно так же и материальные вещи. Яблоко? Есть. Дом? Есть. Деньги? Есть, но не у всех. Проще говоря, даже материальные вещи есть в наших мыслях лишь как идея. Но именно как идея снятая с реального объекта. В вопросе бытия материальные вещи, отображенные в виде идеи, и идеи, которые есть лишь в этом виде, отождествляются.
Тут хочу сделать небольшое отступление в лингвистику. Во многих языках мира, в том числе и в старославянском, сама форма утверждения чего-то содержит в себе утверждение того, что оно есть.
Пример: «Аз есмь Царь.» Тут налицо утверждение: что я ЕСТЬ Царь, но в современном русском, слово есть, уже не употребляется, говорится просто «я — царь», слово «есть», при этом, проглатывается и не употребляется.
В то же время, в английском, немецком и других языках, эта логика построения предложения осталась. Пример: «What will you do?» — «Что ты будешь делать?» или «Was willst du mir sagen?» — «Что ты хочешь мне сказать?»
Как видно из примеров, в этих языках осталось то, что в английском называется «глагол to be», то есть глагол быть.
Вернёмся к философии. Что бы мы не сказали, оно уже подразумевается как то что есть, хотя бы у нас в мыслях. Мы говорим о са́мом простом, а самое простое ещё далеко не обязательно должно иметь своим отражением некую реальную вещь, но само собой должно отражать общую форму для материального мира и для мира идей.
Чистое бытие есть бессодержательное наличествование чего-либо, оно и есть само понятие «есть». Оно не несёт в себе указания того, где есть, когда есть, почему есть — оно пустое внутри, и говорит просто о том, что что-то есть. Его невозможно представить, как нечто отдельное, так как мы сразу же придадим ему некую форму, а это значит, оно уже потеряет свою чистоту.
В бытии, нечего созерцать и мыслить, или, иначе говоря, оно есть только само это чистое, пустое созерцание и мышление. Бытие есть на деле ничто.
Тут стоит объяснить.
Так как бытие не содержит в себе чего-либо, оно есть на деле простейшая категория, так как она не несёт в себе никаких опосредствований и соотношений с чем-либо, то она по своей сути ничто.
А что такое ничто?
Ничто, есть абсолютная пустота. Так же, как и бытие, его невозможно представить. Когда его представляют, как темноту, это тоже не вполне верно: темнота — это темнота, а тут же — полная пустота, отсутствие чего-либо. Человек не может себе это мыслить лишь потому, что на деле ничто нет как чего-то конкретного. А люди привыкли мыслить чем-то, что они смогут представить.
Суть ничто — это отсутствие определений и содержания. Оно неразличимо в самом себе. То есть бытие, то чистое бытие, которое есть вообще во всём, та чистота которая его формирует, есть на деле ни что иное, как ничто. Именно чистота бытия показывает то, что оно тоже самое, что и ничто. И там, и там нет определений и содержания и там, и там нет различий как внутри себя, так и во вне.
Но так как мы пытаемся созерцать или мыслить ничто, оно есть в нашем созерцании, или, иначе говоря, мышлении, а как было ранее сказано, всё, про что мы можем сказать, что оно есть – это бытие. От того мы и понимаем, что это уже не ничто, а бытие.
«А это уже такое бытие, которое два этапа предполагает логических, два логических шага, а это бытие — теперь ничего уже не надо доказывать — а бытие-то, мы уже знаем, что переходит в ничто.»
Профессор Попов Михаил Васильевич
Что же теперь имеется?
Бытие при его рассмотрении переходит в ничто, а ничто при его рассмотрении переходит в бытие. Они равным образом равны и не равны. Бытие не ничто а, ничто не бытие. Они есть одно и то же по своему содержанию, а точнее по его отсутствию, по бессодержательности, но при этом абсолютно противоположны, одно есть вообще всё, другое есть полная пустота, отсутствие чего-либо. Бытие и ничто есть, следовательно, одно и то же.
Их истина есть что-то третье, то в чём снимается их противоречие.
Тут стоит напомнить, что есть истина в диалектике. Истина — это соответствие понятия объекту и объекта понятию. Истиной может быть только то, что в себе содержит снятые противоречия, как свои моменты. Мы же сейчас говорим про то что снятием бытия и ничто, снятием их отрицания друг друга, их истиной, будет что-то третье.
Истина – не в бытие и не в ничто, она состоит в том, что бытие не переходит, а перешло в ничто и ничто не переходит, а перешло в бытие. Но точно так же истина заключается не только лишь в их тождестве, но и в том, что они не одно и то же, что они абсолютно различны. Но они столь же и нераздельны, и неотделимы, что каждое из них непосредственно исчезает в своей противоположности. Следовательно, их истиной и будет это движение непосредственного исчезновения одного в другом. Становление.
Становление — это то лишь, в чём Бытие и Ничто различны, но это такое различие, которое столь же непосредственно растворилось.
Становление есть движение исчезновения бытия в ничто, а ничто в бытии. Оно есть беспокойное единство. Очень важно запомнить эту формулировку, ибо именно она будет двигаться в дальнейшем. Становление — это беспокойное единство бытия и ничто.
Сам же переход бытия и ничто друг в друга, полностью абстрактен из-за абстрактности самих категорий бытия и ничто. Да и их присутствие в каком-либо ином соотношении кроме как в становлении будет крайне неверным по ранее названным причинам.
Само становление, его моменты и его отрицание мы рассмотрим в следующем ролике.
А на сегодня всё, задавайте вопросы в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, жмите колокольчик и делитесь этим видео в соц. сетях. Удачи!