Найти тему
ВТБ Авто

История «лосиного теста». Как он появился и при чем тут лоси

Оглавление

Наверное про «лосиный тест» не слышал только человек совсем далекий от автомобилей. Между тем, за почти полвека, что проводится эта неофициальная проверка авто на устойчивость при перестроении, она повлияла на судьбу не одной модели, порой заставляя автопроизводителей серьезно менять конструкцию или настройки.

История теста по объезду препятствия

-2

Собственно, в момент возникновения, а было это в 70-х годах 20 века, никакого отношения к милым и большим парнокопытным, тест отношения не имел. Журналисты шведского журнала Teknikens Värld, что можно перевести как «Мир техники», отличались дотошностью и въедливостью. Впрочем это и сейчас так. Они придумали свою систему проверки автомобилей.

Тест заключался в следующем. В автомобиль усаживалось максимально допустимое количество пассажиров, багажник загружался до максимально разрешенной производителем массы, колеса накачивались до рекомендованного давления. В полностью снаряженном виде автомобиль разгонялся и должен был без торможения объехать препятствие. Назывался он официально «тест объездного маневра».

Если у автомобиля от асфальта отрывались при перестроении хотя бы два колеса, тест считался проваленным. С выводами в этом случае редакция не церемонилась: производитель «накосячил», конструкция опасна, автомобиль продавать нельзя.

При чем тут лоси?

-3

Лоси «появились» как символ теста в 1997 году. Автомобиль одного из именитых производителей во время эксперимента не просто встал на два колеса, а перевернулся на скорости 60 км/ч. За рулем был журналист и испытатель Роберт Коллин. Событие стало достоянием мировой общественности и в редакцию Teknikens Värld посыпались запросы от коллег, на тему «зачем вообще этот тест нужен». На это в интервью газете «Зюддойче Цайтунг»  Роберт ответил, что подобная проверка может спасти жизни людей, если на дороге придется объезжать, например, внезапно выбежавшего… правильно, лося! Тем более, что в странах северной Европы это отнюдь не редкое явление. Газета и обозвала в статье тест «лосиным».

Автомобильная компания, чьей модели не повезло так «прославится», сперва проигнорировала данные журнала. Но сарафанное радио сделало свое дело. Продажи модели рухнули. Как итог — официальные извинения, срочная доработка конструкции с потерей сотен миллионов долларов и каждому покупателю модели маленький подарок — плюшевый лось, как символ того самого теста. С тех пор проверку журнала на объезд препятствия и стали называть moose или elk test — «лосиный тест». Термин прижился и стал международным. А сам тест стал одной из главных причин обязательного внедрения на всех автомобилях системы стабилизации ESP.

Contra

Польза от таких испытаний, безусловно, есть. Но у них есть и противники. И в первую очередь сами автопроизводители.

Если, скажем, с краш-тестом ни у кого нет особых вопросов — автомобиль едет строго по заданному направлению, степень перекрытия удара рассчитывается, разгоняет автомобиль лебедка до фиксированной скорости, то есть человеческого фактора в испытаниях нет как такового, и сама процедура максимально формализована, то с «лосиным тестом» все совсем иначе.

Нет единой строгой методики испытания. Проводят их все, кому не лень, на свое усмотрение. Начнем с того, что сесть в один и тот же автомобиль могут люди разной комплекции или в разном порядке, от чего развесовка сильно меняется. Нагрузить багажник тоже можно «чуть-чуть» в плюс или минус, хотя формально по условиям теста, загрузка должна быть максимальной по паспорту. Управляет автомобилем человек, который в разных ситуациях поведет себя по разному. Иногда, ради чистоты эксперимента, за руль сажают по очереди несколько водителей. Дальше вопрос покрышек, состояния покрытия на котором проводится тест, температуры воздуха и покрытия и так далее. Переменных хватает.

Закон суров, но это закон

-4

Дополнительным аргументом противников и лосиных тестов, и тренировки подобных ситуаций в школах экстремального вождения является то, что в случае подобного маневра вы становитесь потенциальным виновником ДТП. Даже если увернулись от препятствия, того самого «лося», но угодили в аварию при смене полосы движения.

Пункт 10.1 ПДД РФ: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Прямого запрета на маневрирование нет, но если при выполнении такой переставки вы окажетесь на встречке или зацепите попутные автомобили, формально вина будет на вас, сколько бы лосей не было спасено при этом на дороге.

Наверное в этом и состоит опыт водителя и мастерство, чтобы за доли секунды оценить ситуацию, максимальную опасность и принять верное решение. Возможно, в каких-то ситуациях разбитый автомобиль и виновность в ДТП будут меньшим злом. Лось прилетевший в салон автомобиля оставляет мало шансов тем, кто внутри. А может быть тормозного пути окажется достаточно, чтобы не выходить за рамки ПДД.

Практически все тесты показывают предельную скорость 70-80 км/ч. При попытке выполнить маневр на скорости выше, вы почти гарантированно перевернетесь или вылетите с дороги!

Фото: Yauhen_D / Shutterstock.com, Steve Boice / Shutterstock.com

Авто
5,66 млн интересуются