Хрестоматийный снимок «Расстрел июльской демонстрации в 1917 году на Невском проспекте в Петрограде» — знают все. Но в советское время, несмотря на то, что фотография печаталась часто, никто, никогда, нигде не сообщал, что автор снимка — Карл Карлович Булла.
Да, это он автор этой фотографии, а также знаменитых портретов Льва Толстого, Антона Чехова, императора Николая II и его семьи, Петра Столыпина и его дочерей, Федора Шаляпина... он — автор уникальных репортажей о нашумевших событиях дореволюционного времени.
Иллюстрированный еженедельный журнал «Искры», издаваемый И. Д. Сытиным в девятисотые годы, редко обходился без репортажей и портретов Карла Буллы. Журнал выходил 52 раза в год, а запаздывал с оперативностью сообщений в худшем случае на одну неделю. И это при том, какими были транспортные коммуникации в то время, какой громоздкой была фотоаппаратура и процессы обработки материалов. Но Булла со своими снимками всегда поспевал.
Карл Карлович был безусловно талантливым фотографом, понимавшим значение фотодокумента в отечественной истории, потому что для него, обрусевшего немца — Россия стала Отечеством.
24 марта 1886 года — получено свидетельство №1507 на право «снятия фотографических видов столицы и ее окрестностей» — становится первым фоторепортером России.
В 1917 году он, понимая, что происходит в стране, даже не пожелал уехать далеко — только в Эстонию, где и скончался в 1929 году в возрасте 76 лет, до последнего дня мечтая вернуться в любимый Петербург.
Своё дело он оставил сыновьям Александру и Виктору, достойным славы отца. Александр родился в 1881, Виктор — в 1883 году. Оба были репрессированы (и в последствии реабилитированы) и дожили до 1943 и 1944 года.
Александр больше тяготел к студийной портретной съёмке, хотя много снимал на фронтах первой мировой войны, события февральской и октябрьской революций. А Виктор был склонен больше к репортажу. Он создал уникальную хронику русско-японской, первой мировой и гражданской войн. И много снимал Ленина — на съездах партии большевиков и съездах Советов, на конгрессах Коминтерна.
Кстати, интересна была рекламная вывеска фотоателье Карла Карловича, где было написано: «Фотограф-Иллюстратор К. К. Булла, С.П.бург, Невский пр. 48». И добавлено: «Старейший фотограф-иллюстратор Карл Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает всё, в чём только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением — как днём, так и во всякое вечернее время, при искусственном освещении». Согласитесь, и сейчас-то не всякий фотограф рискнёт дать такие гарантии.
Булле мы особенно признательны за многочисленную серию толстовских снимков. Сытинская «Искры» почти в каждом номере печатала фотографии о жизни своего великого современника.
Прежние русские издатели, лишённые партийных и классовых запретов — ценили художника по таланту. Разве нас не восхищает портрет Л. Н. Толстого на второй обложке «Слова» или портрет А. П. Чехова в подборке фотографий К. Буллы? А ведь они появились по настойчивому заказу издателя — И. Д. Сытина, который эти дорогие для каждого русского человека образы хотел донести до будущих поколений.
В 2005 году в Санкт-Петербурге создан «Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы» для изучения, сохранения и популяризации отечественной фотографии.
Ставьте ♡ делитесь мнением и подписывайтесь на канал!
С уважением, автор канала Наталья