Сейчас выпускники вузов подумывают о выборе специальности в магистратуре, в нашем Университете есть много интересных направлений, у нас в ИКИ я работаю на программе «Event-технологии в индустрии креативного досуга», и мне предстоит разработать новый курс «Креативный город». Одной из тем станет «Семиотика метро».
Метро или подземка – это не столько вид транспорта, сколько «лаборатория» типов коммуникации, общих и особых правил и навыков городской̆ жизни. Московское метро изначально встраивалось архитекторами в глобальные координаты. По замыслу создателей, оно должно было стать самым лучшим и красивым метро мира. Этот проект был связан с амбициями советского руководства, нацеливавшего страну на соревнование с самыми выдающимися индустриальными и инженерными достижениями Запада. Поэтому Московское метро и строилось как глобальный, общесоюзный проект.
Весной 1935 года на фасадах зданий и павильонов станций метро появился символ абсолютно новой для Москвы системы общественного транспорта – большая буква «М». Кроме этого появились и световые надписи «МЕТРО». Все они выполнялись с электрической подсветкой в ночное время. Сам логотип много раз претерпевал изменения, но всегда был красным (а вот в Санкт-Петербурге буква «М» – синяя).
В августе 2016 года буква М в «булавке» была зарегистрирована в качестве товарного знака Московского метрополитена.
Антропология метро – это попытка рассмотреть, как создается культурная ткань особого городского пространства. Марк Оже, французский ученый, изучающий урбанистику, отмечает, что метро – это, прежде всего, знаки и тексты, регулирующие подземную коммуникацию. О метрополитене Москвы ходит множество загадок и легенд. Некоторые мифы давно развенчаны, а ряд из них продолжают передаваться из уст в уста.
Рассмотрим основные сакральные знаки, встречающиеся на сталинских станциях подземки.
Серп и молот как символ плодородия, богатства, процветания
Вроде как исключительно советский символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Однако это не совсем так. Серп – символ растущей Луны, олицетворяющий силу женского начала. Молот – воплощение мужской энергии. Вот и такое прочтение можно допустить в интерпретации знаков метрополитена.
Колонна
Знак мировой оси. Не просто так в метро очень много колонн. Причем зачастую они являются именно символами, а не элементами конструкции. Колонны в сталинской архитектуре использовались именно как символы власти над миром, которой со временем должен был достичь «освобожденный труд».
Подземные хранители тайн
Все студенты Москвы перед сессией стремятся к пограничнику на станции «Площадь революции». Стоит потереть нос собаки, экзамен будет сдан на «отлично».
«Матрос с флажками»
По московской легенде, чтобы сбылось самое сокровенное желание, нужно потрогать его флажки.
К метро нужно относиться трепетно. Так, будто вы находитесь в месте силы, в храме, где каждый элемент продуман. Взять, например, хорошо всем известную станцию «Площадь Революции». Она наполнена фигурами людей — военных, рабочих, крестьян, ученых. В спешке кажется — просто бронзовые изваяния, нет, у каждой фигуры свое знаковое назначение, своя история.
Витражи
Чтобы станции метро напоминали дворцы, необходимо было украсить их яркими витражами. Для это использовалось специальное стекло. Так, на станции «Новослободская» для витражей использовали стекла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для католических костелов. На одном из этих стеклянных узоров был найден автограф Павла Корина. Его работы украшают многие станции метрополитена.
Когда будете на станции «Киевской» Кольцевой линии, присмотритесь к мозаичному панно. Вам может показаться, что изображённый там красноармеец говорит по мобильному телефону.
На самом деле, на панно переносной телефон FF-17, разработанный в Германии еще в 1910 г. Однако некоторые пассажиры по-прежнему считают, что эта картина — одно из доказательств путешествий во времени, которые в московском метро случаются часто.
По панно Московского метро можно изучать и русскую литературу, знаковую природу художественных образов. Например, раскодировать роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», его героев в вестибюле станции «Достоевская»
Учить стихи Пушкина
Рассуждать вместе с Гоголем
А как читать предупредительные знаки в метро?
Иностранец вряд ли сможет понять игру слов «не прислоняться», этот рисунок покажется ему странным. Система навигации метро стремится быть замкнутой̆ на визуальных сообщениях.
Помимо навыков навигации, метро создает особые компетенции распоряжения временем. «Успеть до закрытия метро» – мантра жителей мегаполисов, где метро не работает «24 часа 7 дней̆ в неделю». Время метро – любопытное соединение прерывистости и непрерывности.
Разгадать все тайны подземки поможет Музей московского метро, который находится на 2-м ярусе вестибюле станции метро «Выставочная». Он работает каждый день, кроме понедельника. Вход бесплатный.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ