Найти в Дзене
Double U English

Как мозг учит английский и чем ему помочь

Оглавление

Как запомнить больше слов? Если ли у меня способности к английскому? Почему я никак не могу освоить грамматику? Вдруг меня не поймут англичане?

Тоже задаёте себе разные вопросы? Ничего странного! Все так делают – и ученики, и учителя, и седовласые профессоры, и настоящие светила науки. Я помогу вам сделать так, чтобы вопросы рассосались сами собой, а вы заговорили на английском языке быстро и свободно – и все вас обязательно поймут.

Ну а сегодня поговорим о том, как человеческий мозг впитывает чужие языки. Теорий на этот счёт существует огромное количество – частично мы уже касались этого в статье «Как мы изучаем английский».

Прямо скажем, изучение иностранных языков даётся мозгу не очень просто – неврологи по-разному пытали людей, чтобы научно это доказать. Даже заставляли некоторых учить слова внутри аппарата МРТ. Исследование показало, какие именно участки головного мозга задействованы во время занятий.

Вот интереснейшее видео на эту тему. Оно на английском, так что во время просмотра с вами будет происходить примерно то же, о чём рассказывается в ролике.

А я пока расскажу немного о другом – тоже из области неврологии и ее влияния на изучение английского языка. Только не с точки зрения изменений в мозге, а наоборот – о влиянии мозга на процесс изучения английского языка.

Cerebral Dominance. Церебральное доминирование

Эти страшные и не каждому понятные слова на самом деле говорят лишь о том, какое полушарие мозга более активно, когда вы учите английский (ну или делаете что угодно ещё). Всё очень просто: у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей – правое.

Иллюстрация из открытого источника (сервис «Яндекс.Картинки»)
Иллюстрация из открытого источника (сервис «Яндекс.Картинки»)

Функции левого полушария мозга

Разные полушария отвечают за разные функции. Левое занято всем логичным – расчётами, списками, анализом и речью. Его суждения линейны и логичны. Левое полушарие отлично разбирается во взаимосвязях и последовательностях. Вот правило – вот его применение, вот теория – вот соответствующая ей практика.

Левополушарные люди здорово справляются с заданиями, где нужно раскрыть скобки, вставить недостающие слова в нужной форме – им легко даётся теория. Они всё сразу понимают и легко применяют на практике, не задают лишних вопросов. А вот когда нужно импровизировать, им приходится несладко.

На этом фото мне шестнадцать и мы с левым полушарием на первом курсе университета.

Фото автора
Фото автора

Функции правого полушария мозга

Правое полушарие – творческое. Ему подавай цвета, ритмы, пространства и образы. Мир людей с активным правым полушарием воспринимают целостно – замечают мелочи и различия, применяют интуицию и пользуются догадками.

Такие ученики прекрасны в моменты перфоманса, они легко пишут сочинения, составляют диалоги и отлично вживаются в роль в диалогах. Всегда задают много вопросов, придумывают те или иные ситуации, сразу норовят понять правила через живые примеры. Мысль правшей всегда готова к пересчету маршрута – подлинная каторга для педагога, любящего дисциплину.

Как я на этом фото я начинаю дружить с правым полушарием – позади два университета.

Фото автора
Фото автора
Буквально сегодня моя ученица делала упражнение, где нужно было вписать профессию персонажа и место работы. Был нарисован врач и девочка тут же написала, что он работает в морге. Убедить её в том, что Кембриджские составители учебника считали, что doctor работает в hospital, мне так и не удалось. Правое полушарие считало иначе и, конечно, тоже было в чём-то право.
Вот это упражнение. Cambridge elms
Вот это упражнение. Cambridge elms

Как работают полушария головного мозга вместе

Исследование натолкнуло ученых на мысль о том, что левое полушарие превосходит правое в обработке уже доступных ему описательных систем – то есть в интерпретации знаний и опыта, в применении памяти.

Правому больше нравится метод научного тыка – оно легче обрабатывает всё новое, исследует мир и поставляет левому новые знания.

Именно поэтому на первых этапах изучения английского нам очень важно, чтобы русского вокруг было больше. Полушария мозга находят в этом баланс и гармонию – договариваются между собой.

Нейролингвистика

Роль правого полушария в процессе речи заинтересовала нейробиологов ещё в семидесятых годах прошлого века, а к восьмидесятым начали проводить серьезные исследования в этой области.

Выводы получились интересными. Выяснилось, что дети, с детства говорящие на двух языках (как бы имеющие два родных языка), легче усваивают и последующие – у них одинаково работают оба полушария.

Так появилась отдельная ветвь современной науки – нейролингвистика, то есть наука о нейронных механизмах мозга, контролирующих усвоение и воспроизведение языков.

Иллюстрация из открытого источника (сервис «Яндекс.Картинки»)
Иллюстрация из открытого источника (сервис «Яндекс.Картинки»)

Опираясь на открытия в области нейролингвистики, педагоги стали корректировать учебные программы, чтобы направлять поток информации естественным для ученика образом – от правого полушария к левому.

Особенно важно учитывать эту особенность восприятия иностранных языков на ранних этапах изучения, когда мозг ученика ищет защиты у знакомой ему языковой среды.

Так это работает не только в общем, но и в мелочах: сначала мозгу нужно узнать слово vegetables (овощи), а уже потом добавить в словарный запас cucumber (огурец), cabbage (а вот и не кабачок, а капуста), carrot (морковь). Как в универсаме – берём корзиночку и в неё всё собираем.

На более поздних этапах изучения языка направление потока нужно сменить – от левого полушария («от правил») к правому – к речевой свободе.

Иллюстрация из открытого источника (сервис "Яндекс.Картинки")
Иллюстрация из открытого источника (сервис "Яндекс.Картинки")

Первые исследования на эти темы появились более сорока лет назад, а вопросов всё ещё немало. Впрочем, пока нейролингвисты выясняют отношения между собой, педагоги вполне освоились и для себя убедились в эффективности подхода.

Собственно, мы вернулись к тому, о чём уже говорили – сначала надо стать overuser, затем превратиться в underuser. Так вы и выучите английский язык – станете optimal user. Чего вам и желаю!

-7

Подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать ещё больше интересного об английском языке. И на занятия ко мне приходите.

Источники:

  • Laleh Fakhraee Faruji, Neurolinguistics Aspects of Second Language Acquisition. BRAIN BROAD RESEARCH IN ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND NEUROSCIENCE · December 2011
  • Stephen D Krashen «Second Language acquisition and second language learning»

#английскийязык #английский онлайн #английский язык изучение