Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, с его личностными характеристиками , предугадывая на этой основе его поступки . В ней конечно же присутствует оценка иного и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. Кратко говоря в изучении социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого; попытка понять причины его поступков и предугадать его поведение.
Выделяются основные функции:
-познание себя
-познание партнера по общению
-установление эмоциональных отношений
Есть несколько механизмов :
1)Эффект ореола.
Характеризуется тенденцией преувеличивать свойства личности собеседника, переносить благоприятное (неблагоприятное) впечатление об одном качестве индивида на все другие.
Эффект ореола проявляется в том, что общее положительное впечатление о человеке вызывает благоприятные оценки. Бывает и наоборот: общее неприятное впечатление порождает негативные оценки. Положительная переоценка поведения другого человека обусловлена положительной предвзятостью. Относительно нее употребляют название "позитивный ореол", негативная негативной предвзятостью, когда выявленные в дальнейшем положительные качества не берутся во внимание, недооцениваются (негативный ореол).
узнавая иного человека, случается эмоциональное взвешивание ее и попытка осмыслить поступки, предсказать его действие и создать собственную. Это достигается благодаря применению элементов идентификации, эмпатии,рефлексии, эффектов социальной перцепции и др. Самым простым методом соображения иного лица является сравнение себя с ней, что играет значительную важность в общении и взаимодействии. Характеризуется отождествлением себя с другим индивидом либо группой, базой которого является чувственная связь; приобретение, понимание ценностей, ролей,духовных качеств иного человека, особенно родителей; подражание типом мыслей, чувств, действий другого человека, которая представляется моделью.
Идентификация является методом понимания другого человека посредством осознанное или неосознанное отождествление ее с собой, попытка понять ее состояние, настроение, самооценку, обращение к миру, представив себя на ее месте. Она может быть полной (отождествление себя с другим человеком в целом) или частичной (уподобление по одному признаку). Результатом идентификации является интроекция - выделение и отождествление себя с личностью или группой, перенос, заимствования, "уборка" в себя определенных черт объекта и проекция - приписывание другому своих мыслей и чувств.
данный механизм, реализуясь будто чувствительный отклик на проблемы другого, близко объединен с идентификацией. Эмпатия представляется ключевым навыком, что приобретается в процессе социализации и подразумевает способность воспринимать общественные значения и установки других, видеть себя в социальной позиции иного и предвидеть его реакции.
2)Эмпатия (сопереживание, сочувствие) попытка объять эмоциональное положение второго человека; психические процессы, что дает возможность осмыслить переживания другого человека (механизм познания); действие индивида, что помогает ему по-особому построить связь; способность, свойство, способность входить в психическое положение иного лица.
Тяга к эмпатии увеличивается при приобретении жизненного опыта, а также посреди похожих между собой людей. Уровень эмпатии зависит от способности индивида представить, будто один случай будет оцениваться разнообразными людьми, признание права на существование всевозможных точек зрения. Склонна к эмпатии личность снисходительный к выражению эмоций другими людьми; сильно входит в субъективный внутренний мир собеседника, не открывая при этом своего настроя и мира; готова адаптировать свое понимание к восприятию иного лица для наилучшего соображения того, что с ней происходит. (ред.)
3)Эгоцентризм - устремленность индивида исключительно на личных интересах и переживаниях, что влечет его неспособность осознать иного человека как субъекта взаимодействия и самодостаточную личность. Чаще всего эгоцентризм выражается в раннем детстве. В процессе формирования и изучения личности сила проявления его постепенно уменьшается.
4)Рефлексия - видение индивидом того, как его принимают и расценивают другие личности либо общности; вид познания, в процессе которого лицо становится об 'объектом своего наблюдения; размышления, исследование личное психического состояния.
5)Аттракция– познание иного человека, основанная на формировании устойчивого позитивного, тёплого чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря возникновению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.
6) Казуальная атрибуция – причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.
Таким образом , исследования показывают что у каждого из нас есть свои способы объяснения поведения другого человека .
Автор: Эльвина Галиева- студентка Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций (Казанский Федеральный Университет), профиль: Режиссура телевидения и цифровых медиапроектов.