Найти в Дзене
Вехи истории

Легендарные Советские бомбардировщики.

Оглавление

Часть I.

Ил-4
Ил-4

Хотя, обзор в статье пойдет о советских самолетах, но разговор явно будет неполным без упоминания родоначальника - серии цельнодеревянных бипланов, производимые еще в Российской Империи в 1913 сконструированные Игорем Ивановичем Сикорским-"Русский Витязь" и дальнейшее развитие конструкции, обладателя рядов летных рекордов и являющимися первыми в истории серийным многомоторным бомбардировщиком. Речь, конечно, о С-22, более известный по имени русского былинного героя - «Илья Муромец».

Самолет И.И. Сикорского - "Илья Муромец".
Самолет И.И. Сикорского - "Илья Муромец".

1. Бомбардировщик-торпедоносец ТБ-1 (АНТ-4)

ТБ-1.
ТБ-1.

Опытный образец, первого серийного бомбардировщика советской конструкции, первого советского моноплана и первого цельнометаллического советского бомбардировщика, легендарной машины ОКБ Туполева поднялся в воздух в 1925г. Который стал родоначальником целой серии многомоторных самолетов.

Для компенсации еще слабого, после революции и Гражданской войны, советского флота, считалось перспективным наличие на вооружении авиации средств поражающих корабли противника с высокими летными данными. Особое Техническое Бюро по военным изобретениям поручило проработать самолет способный нести две мины, либо одну торпеду. Изначально заказ планировали разместить в, уже умеющей производить торпедоносцы Англии, однако, высокая стоимость и долгие сроки проектирования сделали эту идею бесперспективной, были и попытки модифицировать уже производимый самолет Б-1, в итоге разработкой занялось ЦАГИ. Преодолев все первостепенные сложности проектирования и испытаний, ТБ-1 поступил в серийное производство в 1929г., заказ был на несколько сотен машин, что позволило сформировать бригады тяжелых бомбардировщиков. Так же ТБ-1 стал первым самолетом-авианосцем, участвовавшим в программе «Звено», где на крыльях носителя располагались одномоторные истребители И-4.

Проект "Звено".
Проект "Звено".

ТБ-1 имел ряд летных рекордов, в том числе и перелет через три континента из Москвы в Нью-Йорк, на самолете с символичным названием «Страна Советов». Хотя ТБ-1 и не успел поучаствовать в качестве бомбардировщика ни в одной из войн, но являлся, на начальном этапе, одним из передовых в мире, однако, в связи со стремительным развитием авиации, моментально устарел. Использовался в модификациях на лыжах, поплавках, заправляемый и заправщик, даже реактивными снарядами, военно-транспортный и воздушно-десантный. Всего произведено 215 единиц.

ТБ-1 "Страна Советов".
ТБ-1 "Страна Советов".

Максимальная скорость - 207 км/ч

Мощность двигателей - 2х680 л/с

Практическая дальность - 1000 км

Практический потолок - 4830 м

Экипаж - 6 чел.

Боевая нагрузка макс. - до 1000 кг.

2. ТБ-3 тяжелый бомбардировщик.

ТБ-3 4М-17
ТБ-3 4М-17

Бесценный приобретенный опыт при конструкции ТБ-1, применили на следующей серии бомбардировщика, получивший название ТБ-3 ОКБ Туполева, первый полет которого состоялся уже в 1930г. Собранные по особому заказу, «парадная десятка» данных самолетов произвела фурор в европейских столицах, восхищение тем, как столь огромный самолет имеет высокие летные данные. Серийно выпускался бомбардировщик с 1932 по 1938гг, произведено 819 единиц. Но успешно эксплуатировался он, не только в качестве тяжелого бомбардировщика, но и транспортника вплоть до 1946 года, приняв активное участие в ВОВ.

Кабина пилотов бомбардировщика ТБ-3
Кабина пилотов бомбардировщика ТБ-3

Максимальная скорость на высоте - 288 км/ч

Мощность двигателей - 4х900 л/с

Практическая дальность - 2000 км

Практический потолок - 7740 м

Экипаж - 8-11 чел.

Вооружение - 4х7.62 мм, пулемет ДА, 3000 кг бомб.

3. Пе-2 пикирующий бомбардировщик.

Пе-2.
Пе-2.

Самый массовый советский бомбардировщик времен Великой Отечественной войны, произведено 11247 машин различных модификаций с 1940 по 1945гг. Разработан в ЦКБ-29 спецотдела НКВД, осужденными инженерами под руководством Владимира Михайловича Петлякова.

Серийный Пе-2.
Серийный Пе-2.

Несмотря на постоянные улучшения и модификации, знаменитая «Пешка» будет постепенно заменена, в большей части в послевоенный период, на более совершенный и перспективный Ту-2. Пе-2 сыграл выдающуюся роль в достижении победы в ВОВ. Пользующийся популярностью у летчиков за скорость, прочность и маневренность применялся на всех фронтах, в том числе и в морской авиации, использовался как бомбардировщик, истребитель, разведчик.

Пе-2 в полете.
Пе-2 в полете.

Максимальная скорость на высоте - 540 км/ч

Мощность двигателей - 2х1100 л/с

Практическая дальность - 1500 км

Практический потолок - 8700 м

Экипаж - 3 чел.

Вооружение - носовые 2х12.7 мм пулемет УБК, до 4х7.62 пулеметов ШКАС, до 1000 кг бомб.

4. Ту-2 пикирующий бомбардировщик.

Ту-2.
Ту-2.

Советский фронтовой двухдвигательный бомбардировщик, разработанный ЦКБ-29 под руководством А.Н. Туполева. Начинал производиться еще в годы Великой Отечественной войны. Фронтовые летчики, сравнивая его с уже стоявшим на вооружении Пе-2, отмечали чувствительное пилотирование и более мощное бомбовое вооружение. Начавшееся серийное производство в марте 1942 года неожиданно было прекращено уже в ноябре, Ту-2 надлежало снять с производства и наладить выпуск истребителей, на тот момент собрано было 80 машин. Однако, по воспоминаниям самого Андрея Николаевича Туполева, И.В. Сталин в личной беседе признал ошибочность данного шага. Основное производство машины развернется лишь в 1944 и продолжится до 1952, вплоть до перевооружения на реактивную авиацию. Всего будет поставлено более 2500 экземпляров.

Послевоенный серийный Ту-2.
Послевоенный серийный Ту-2.

Максимальная скорость на высоте - 521 км/ч

Мощность двигателей - 2х1850 л/с

Практическая дальность - 4000 км

Практический потолок - 9000 м

Экипаж - 4 чел.

Вооружение - 2х20мм пушки ШВАК, 3х7.62 пулеметов ШКАС, 1х12.7 пулемет УБТ, 10 реактивных орудий для неуправляемых снарядов РС-132 до 2000 кг бомб.