Найти тему

КУМИУТИ - БОРЬБА САМУРАЕВ НА ПОЛЕ БОЯ И В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Cлово кумиути записывается двумя вариантами кандзи – 粗討и 粗打. В любом сочетании, это слово может использоваться как общий термин, относящийся к борьбе как самостоятельной боевой системе или, как это видно из дэнсё некоторых школ (рюха) дзюдзюцу , как специфический термин для определенной специализации в рамках учебной программы. Примером последнего использования является Синто-рю явара кумиути мокуроку (см. фото. 2-1).

Фото 2-1.  Синто-рю явара кумиути мокуроку. Этот свиток, часть которого демонстрируется здесь, датируется 2 годом Кёва (1802г.). Он особенно интересен своим не стандартным знаком для Явара. Кроме того, он содержит важные термины, как коси-но мавари и кумиути. (Из коллекции автора)
Фото 2-1. Синто-рю явара кумиути мокуроку. Этот свиток, часть которого демонстрируется здесь, датируется 2 годом Кёва (1802г.). Он особенно интересен своим не стандартным знаком для Явара. Кроме того, он содержит важные термины, как коси-но мавари и кумиути. (Из коллекции автора)

К началу периода Камакура (1192), кумиути уже стала неотъемлемой частью подготовки воина. Неудивительно, что главным источником и основой для ранних дзюдзюцу рюха было поле боя, послужившее прообразом для кумиути. В кумиути, исполнители захватывали друг друга симметричным образом, известным как ёцу-куми (фото 2-9). Эта позиция служила отправной точкой для техники. Первой целью борющегося было попытаться вывести противника из равновесия. Другой, в то время, как противники вместе проводили ёцу куми, пытаясь вывести друг друга из равновесия, один из них отпускал захват, чтобы выхватить свой, или своего противника, нож. В зависимости от того какая нога была впереди, и какая рука была с внешней стороны, позиция могла называться миги куми или хидари куми. Эта техника столь характерна для кумиути, что встречается одновременно в борьбе в повседневной одежде и в борьбе на поле боя. На поле боя захват противника в основном заканчивался уколом ножа.

Фото 2 – 9. Два воина борются в доспехах. Этот фрагмент на старинном рисунке изображает сцену из Дзэн Тайхэйки, где Ватанабэ-но Цуна захватывает Сёгуна Таро Ёсикадо. Использование обоюдного захвата друг друга, напоминает ёцу куми.  (из коллекции автора).
Фото 2 – 9. Два воина борются в доспехах. Этот фрагмент на старинном рисунке изображает сцену из Дзэн Тайхэйки, где Ватанабэ-но Цуна захватывает Сёгуна Таро Ёсикадо. Использование обоюдного захвата друг друга, напоминает ёцу куми. (из коллекции автора).

Как вариант, можно попытаться сломать противнику шею или какую-либо конечность. В следующем разделе будут рассмотрены другие основные характеристики борьбы на поле боя.

На фото 2-10 показан ёцуми нагэ, и фотографии, показывающие ёцуми кири, обе они являются техниками Хоки-рю коси-но мавари.

Фото 2-10. «Ёцуми нагэ» (показан на рисунке)  и «ёцуми кири» (на фотографиях) школы Хоки-рю коси-но мавари. Ряд техник из Хоки рю коси но мавари  начинаются из позиции ёцу гуми (ёцуми) . Эти техники происходят из борьбы на поле боя. (Сфотографировано с разрешения Накасима Ацуми )
Фото 2-10. «Ёцуми нагэ» (показан на рисунке) и «ёцуми кири» (на фотографиях) школы Хоки-рю коси-но мавари. Ряд техник из Хоки рю коси но мавари начинаются из позиции ёцу гуми (ёцуми) . Эти техники происходят из борьбы на поле боя. (Сфотографировано с разрешения Накасима Ацуми )

Сэндзё кумиути (ёрой кумиути/каттю кумиути)

Борьба на поле битвы была известна под названием, как сэндзё кумиути или, как вариант, кассэн кумиути 合戦粗討. Так как воины были одеты в доспехи, называвшиеся ёрой или каттю, эти системы борьбы соответственно назвались ёрой кумиути или каттю кумиути. Естественно, что на практическое применение этих техник сильно влияли изменения в тактике сражения и, что еще более важно, изменении в типе доспехов, которые использовались.

О-ёрой носившийся высокопоставленными воинами периода Хэйан (794 – 1191) был разработан в основном для боя верхом (прежде всего для стрельбы из лука), и был довольно тяжелый и неповоротливый, серьезно ограничивая движения воина, когда он спешивался. Только примитивная борьба была возможна в таких доспехах, и даже это требовало большой физической силы. Более легкие доспехи, того же периода, были харамаки (доспехи носившиеся вокруг корпуса, которые завязывались под правой рукой), носившиеся пехотинцами. Во времена периодов Нанбокутё и Муромати доспехи о-ёрой были заменены на более легкие харамаки и домару. Домару, вид чешуйчатых доспехов, были также снабжен судзикабуто (ребристый шлем) и содэ (наплечники).

Однако большой прорыв произошел во времена Воюющих княжеств (в конце пятнадцатого и до конца шестнадцатого веков), с развитием, так называемого тосэйгусоку, или «современных доспехов». Это относительно легкая кираса, снабженная защитой для рук и ног, чтобы было легче передвигаться, позволяя эффективно использовать более «изысканные» техники борьбы, такие как удэ кудзики («перелом руки» или «разрушение руки»), аси гарами («запутывание ноги»), и даже нагэ вадза (техники бросков).

Использование атэми в борьбе на поле боя

Тактика, которая была специально разработана для использования на поле боя, в целом уделяла вторичное внимание на атэми вадза (техника ударов по телу). Когда прибегали к борцовским техникам, основной задачей «бронированного» воина было броситься на своего противника, нарушить его равновесие, и затем бросить. Бои мог также продолжаться на земле, до тех пор, пока не была добыта голова противника. В случае если противника надлежало привести живым, он мог быть связан с использованием техники хобаку (связывание). См. фото 2-11.

Фото  2 – 11. Старинная гравюра с изображением сцены из Дзэн Тайхэйки, показывающая использование хобаку.
Фото 2 – 11. Старинная гравюра с изображением сцены из Дзэн Тайхэйки, показывающая использование хобаку.

Тот факт, что воюющие стороны были полностью покрыты броней, делали использование атэми в жизненно важные точки не очень практичными. Однако это не означает, что атэми были совсем отвергнуты. Большинство мест были защищены доспехами, но атэми в менее защищенные участки тела, без сомнения также использовались (фото 2-12). На самом деле определенная тактика была специально разработана, чтобы атаковать эти менее защищенные участки. Во время борьбы с врагом, воин в большинстве случаев пытался нанести удар прочным ножом, называемым ёрой доси, или «протыкающий доспехи», через определенные области ёрой противника. Таким образом, во время ёрой кумиути, важно было не дать противнику использовать свой нож и в тоже врем, эффективно использовать собственный нож.

Фото 2-12.  Атэми в доспехах. Пространство между шлемом и защитной маской было одним из немногих мест, которые могли быть атакованы с помощью атэми.
Фото 2-12. Атэми в доспехах. Пространство между шлемом и защитной маской было одним из немногих мест, которые могли быть атакованы с помощью атэми.

В схватке на мечах, атэми могло быть выполнено с помощью кабутоганэ (колпачок на конце рукояти меча), кодзири (защитный колпачок на конце ножен меча), спинкой меча или даже сая (ножны). При использовании такого оружия, как яри (копье) нагината (древковое оружие, с изогнутым лезвием на одном конце), атэми можно было нанести древком или исидзуки (металлический колпачок на торце яри или нагинаты).

Использование веса доспехов

Удары руками и ногами, защищенными участками тела на кулаках и локтях или коленях и стопах, были малоэффективны, кроме как возможного разбалансирования противника. Однако один из эффективных способов атаковать защищенные области тела состоял в том, чтобы использовать массу тела. Поскольку полностью доспехи вешали не много, в зависимости от одеваемого типа, между двадцатью пятью и тридцатью пятью килограммами, воин мог использовать этот дополнительный вес и просто наброситься на брошенного или упавшего врага. Несмотря на то, что через доспехи противника нельзя было проникнуть, некоторые виды доспехов, могли быть серьезно раздавлены, вызвав проблемы с дыханием или, в идеальных обстоятельствах, серьезные повреждения внутренних органов.

Воин, который был на земле, препятствовал своему противнику упасть на него, подтянув ноги к груди, и затем отбивался от противника ударами ног. Защитная позиция на фото 2-13 показывает еще один способ удержания противника на расстоянии. В частности, когда носились доспехи, быстрый подъем, как только один из них падал, требовал специального навыка, который до сих пор изучается в некоторых рюха.

Фото 2-13. Представитель Эйсин-рю, одетый в доспехи, демонстрирует один способов оборонительной позиции, которая могла быть принята после падения на спину. Ноги могут быть использованы для  нанесения ударов по противнику, а тати (длинный меч, подвешивавшийся на пояс) мог быть использоваться для парирования атак и контратаки.
Фото 2-13. Представитель Эйсин-рю, одетый в доспехи, демонстрирует один способов оборонительной позиции, которая могла быть принята после падения на спину. Ноги могут быть использованы для нанесения ударов по противнику, а тати (длинный меч, подвешивавшийся на пояс) мог быть использоваться для парирования атак и контратаки.

Используя собственный вес противника и вес его доспехов, противник может быть выведен из равновесия, а если местность подходит для падения на естественные препятствия, например, камни, это вызовет врезание его доспехов тело, и возможное повреждение органов.

Фото 2-14. Перелом шеи. Один способ избавиться от врага одетого в броню, не прибегая к оружию, состоял в том, хватать его за шею.
Фото 2-14. Перелом шеи. Один способ избавиться от врага одетого в броню, не прибегая к оружию, состоял в том, хватать его за шею.

Скручивание шеи и удушения

Перевод противника в неудобное положение, был всего лишь одним из видов тактики, используемый для достижения победы. Существовала интересная тактика сворачивания шеи противника, используя вес его кобуто (шлем), или захватив мэнпо (защитная маска), если противник был одет соответствующим образом, чтобы оказывать давление на его подбородок, челюсти и нос, чтобы затруднить дыхание (на рисунке 2 – 14 показана такая техника сворачивания шеи).

Такие техники дзюдзюцу как «сикоро гаэси» (поворот сикоро [элемент защиты шлема] в обратную сторону) и кобуто гаэси (поворот шлема в обратную сторону) напоминают некоторые техники, используемые в ёрой кумиути.

Фото 2 -15.  Ёрой доси. Этот тяжелый кинжал имел крепкое лезвие, практически без изгиба, и хорошо подходил для нанесения колющего удара (из коллекции автора).
Фото 2 -15. Ёрой доси. Этот тяжелый кинжал имел крепкое лезвие, практически без изгиба, и хорошо подходил для нанесения колющего удара (из коллекции автора).

Добивающий удар

Независимо от тактики, используемой для победы над противником, смертельный удар, как правило, наносился крепким кинжалом, известным как ёрой доси (кинжал и его способ его применения показаны на фото 2 – 15 и 2 – 16). Его прочная конструкция и форма (минимальный изгиб, или прямой), были специально разработаны для нанесения колющего удара, позволяя проникнуть в любые слабые места в доспехах противника. Ёрой доси, как и тати (меч), в основном носили на левой стороне тела, но при этом, лезвие было направленно вверх (некоторые ёрой доси были мороха или обоюдоострые).

Будучи в состоянии добраться до своего кинжала, или противника, по сути, могло означать разницу между жизнью смертью на последнем критическом этапе рукопашного боя. Должно быть, это был особенно неблагоприятный случай, когда воин, который еще не успел достать свой кинжал, оказался не в состоянии добраться до него, буду поверженным на землю врагом, который собирался перерезать ему горло. Чтобы повысить свои шансы на выживание, некоторые воины носили по несколько кинжалов. В некоторых работах упоминается вид кинжала, называемый мэтэдзаси. Мэтэдзаси, являлся видом ёрой доси, но крепился он так, что куриката (выступ с прорезью на ножнах, для крепления шнура), была на противоположной стороне, в отличие от обычного способа ношения. Это объясняется тем, что мэтэдзаси был создан для ношения на правой стороне тела.

Фото 2 – 16. Сближение для тодомэ. Разница между победой и поражением, или жизнью и смертью, могла зависеть от малейших деталей. Если бы участник слева был немного быстрее, то, он, возможно, попытался бы нанести резкий удар по своему противнику, который в этой последовательности уже достал своим ёрой доси его руку. Взяв под контроль руку противника с мечом, участник справа приближается для тодомэ. Тодомэ (止命), буквально означающие «остановить жизнь», является актом победы и милосердия.
Фото 2 – 16. Сближение для тодомэ. Разница между победой и поражением, или жизнью и смертью, могла зависеть от малейших деталей. Если бы участник слева был немного быстрее, то, он, возможно, попытался бы нанести резкий удар по своему противнику, который в этой последовательности уже достал своим ёрой доси его руку. Взяв под контроль руку противника с мечом, участник справа приближается для тодомэ. Тодомэ (止命), буквально означающие «остановить жизнь», является актом победы и милосердия.

Захват меча

Система, появившаяся в борьбе во время сражений, и предлагающая использование кинжалов, называется когусоку коси-но мавари (小具足腰之廻), часто сокращаемая, как когусоку (小具足) или коси-но мавари (腰之廻). Этот термин был впервые использован в таком контексте в 1532 году Такэноути Хисамори, основателем Такэноути-рю (другом контексте, когусоку также относится к определенному виду легких доспехов). Детали о кугусоку коси-но мавари будут обсуждаться в главе 6, в разделе посвященном Такэноути-рю.

Энсин-рю, еще одна школа, которая также включала в себя то, что называется кумиути кэндэн (粗討剣伝), стиль борьбы которой лучше охарактеризовать, как борьбу с целью вооружится (дословный перевод «захват меча»). Представители этой школы использовали длинные мечи (в Энсин-рю применялись даже сверхдлинные мечи, которые известны, как нодати4) когда вступали в рукопашную схватку с противником, в отличие от других систем, таких как когусоку, где от длинных мечей отказывались в пользу короткого меча или кинжала, когда дистанция слишком мала для их использования.

Очевидно, что на поле боя была небезоружная тактика борьбы, и что во многих случаях движения тела в ёрой кумиути или каттю кумиути, особенно в более ранних системах, очень сильно отличались от тех систем борьбы, которые были разработаны в более мирные времена эпохи Эдо.

На фото 2 -1 7 показана динамичная гравюра периода Эдо, иллюстрирующая борьбу на поле сражения.

Фото 2 – 17. Борьба на земле. Гравюра периода Эдо с изображением сцены из Сэйсуйки, летописи о войне Гэнпэй. Санада Мунэсада Ёити собирается отрезать голову Матано Кагэхиса, в то время, как на помощь Кагэхиса приближается воин.  Эта гравюра наглядно иллюстрирует, что на поле боя не обходимо работать быстро, так как может вмешаться третья сторона. Обратите внимание, как Мунэсада использует свой вес тела, стратегически правильно расположив свое левое колено возле горла Кагэхиса, а левую ступню на бицепсе. Используя левую руку для давления на подбородок, Мунэхиса  держит ножны в зубах, готовясь вынуть кинжал. В то же время, Кагэхиса захватывает левую руку Мунэсады своей правой рукой и пытается отшвырнуть его ногой (из коллекции автора).
Фото 2 – 17. Борьба на земле. Гравюра периода Эдо с изображением сцены из Сэйсуйки, летописи о войне Гэнпэй. Санада Мунэсада Ёити собирается отрезать голову Матано Кагэхиса, в то время, как на помощь Кагэхиса приближается воин. Эта гравюра наглядно иллюстрирует, что на поле боя не обходимо работать быстро, так как может вмешаться третья сторона. Обратите внимание, как Мунэсада использует свой вес тела, стратегически правильно расположив свое левое колено возле горла Кагэхиса, а левую ступню на бицепсе. Используя левую руку для давления на подбородок, Мунэхиса держит ножны в зубах, готовясь вынуть кинжал. В то же время, Кагэхиса захватывает левую руку Мунэсады своей правой рукой и пытается отшвырнуть его ногой (из коллекции автора).

БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ: СТАТЬИ, ПЕРЕВОДЫ КНИГ, УЧЕБНЫХ ВИДЕО

-12

Продолжение следует...

БАРТИЦУ – ИСКУССТВО САМОЗАЩИТЫ, КОТОРОЕ «ИЗУЧАЛ» ШЕРЛОК ХОЛМС