Одна из особенностей дзюдзюцу в том, что его непременной тактикой была не защита себя самого, а других, например, как даймё (князя) или других важных персон. Это означало, что в некоторых случаях одному приходилось брать на себя инициативу и удерживать возможного нападающего, даже еще до того, как ситуация на самом деле станет опасной. Однако, это должно было быть сделано как можно осторожно, не нанося без повода телесных повреждений задержанному человеку.
В пределах дворца, и особенно, в присутствии высокопоставленных чиновников, был строгий этикет, который должны были соблюдать для того, чтобы защитить как чиновников, так и их гостей. Оживленных телодвижений следовало избегать, так как такие движения могли быть расценены вассалом как возможная угроза.
Если гость случайно нарушал этикет или делал резкие, или неожиданные движения, он немедленно задерживался, до тех пор его намерения не были выяснены. Следует иметь в виду, что некоторые из гостей также были высокого ранга и, если гость был ранен в результате действий вассала, неправильно истолковавшего некоторые его жесты, это могло означать «потерю лица» для гостя и хозяина. Насчитывается несколько школ (рюха), включавших техники задержания в свой курс обучения (например, Катаяма Хоки-рю коси-но мавари, Ягю Синган-рю Гёи дори, Асаяма Итидэн-рю тайдзюцу). Некоторые из этих техник могут показаться, в лучшем случае, довольно странными, а в худшем не впечатляющими и нереальными, особенно современным практикам боевых искусств, которые мало знаю об отличительных чертах японской культуры и общества, прошлого или настоящего. Тем не менее, тот факт, что некоторые из этих техник все еще существуют в некоторых рюха, они очень интересны с исторической точки зрения.
Дзаханарэ (фото 1) является первой техникой в разделе суваривадза (техника, выполняемая сидя) из курса обучения Катаяма Хоки-рю Коси-номавари. С современной точки зрения, эта техника возможно устарела. Тем не менее, она не была предназначена для того, чтобы произвести впечатление, а чтобы быть пригодной не нанести намеренного вреда задерживаемому. Её целью было немедленно усмирить человека, который нарушая этикет, готовился встать и представлял угрозу для феодала, сидящего перед ним. Одну из его ног захватывали и дергали назад, волоча его в том же направлении, и в результате чего он падал лицом вниз. Предотвращение его падения вниз было необходимо, поскольку такое движение могло подвергнуть Господина опасности, если нападающему удалось бы достать оружие.
Хиттатэ (фото 2) представляет собой технику, в которой сидящий гость захватывался человеком, сидящий рядом с ним, и насильно выводился из помещения.
Гансэкиотоси (фото 3) является более агрессивным способом остановки нападающего. Запястье нападавшего захвачено, и почти одновременно с этим, ему наноситься удар по шее. Затем он принудительно сталкивается на пол и задерживается.
В технике Хансин (фото 4), вмешавшийся вассал останавливает и контролирует гостя, чье поведение или действия представляли угрозу для Господина. Обратите внимание, что потенциальный злоумышленник был нейтрализован, и в тоже время ему не дали воспользоваться его вакидзаси (короткий меч). Фактически, его же оружие было использовано для его удержания. Чтобы далее ограничить риск для господина, злоумышленник быстро переворачивался в сторону и разоружался.
Эти техники, которые могут показаться банальными, были очень важны в ту эпоху, когда заговоры с целью убийства были в порядке вещей, и когда безвременная кончина своего господина вполне могла означать собственную смерть.
Серж Мол. Классические боевые искусства Японии
МИЯМОТО МУСАСИ: ЖИЗНЬ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ
Миямото Мусаси - самый почитаемый и знаменитый фехтовальщик в истории Японии. Однако лишь немногие из многочисленных работ, посвящённых этому загадочному воину, опираются на первоисточники. Ещё меньше работ посвящено эмоциональным потрясениям, которые подтолкнули его к тому, чтобы стать лучшим в своём деле. Это первая биография, которая выполняет эти задачи и использует богатство забытых или недавно обнаруженных материалов.
Уильям де Ланге перевёл все известные тексты о Мусаси и на основе своих исследований осветил спорные и даже неизвестные события из жизни фехтовальщика. Среди них - источник его непростых отношений с отцом, его местонахождение во время битвы при Сэкигахаре, его героизм во время летней осады замка Осака и приключения в последующие годы. Мы узнаем о скрытом гневе, побудившем его убить своего первого противника на дуэли в возрасте двенадцати лет, о его стремлении уничтожить известный клан фехтовальщиков Ёсиока и о тщательно организованном поединке с Сасаки Кодзиро на острове Гэнрю. Также узнаем о его приёмных сыновьях и их судьбе, а так же о родном ребёнке Мусаси, о котором почти не упоминается в современных источниках. И наконец, мы проследим за тем, как создавалась его «Книга пяти колец», которая стала итогом его боевой философии.
Превзойдя своих учителей и сверстников, Мусаси создал беспрецедентную в истории японских боевых искусств школу фехтования боя двумя мечами - Нитэн Ити-рю. Влечение к хаосу битвы соперничало с радостью от созерцания красоты, а постоянное стремление к совершенству в своём искусстве лишало его эмоциональных связей, по которым он так тосковал. Сложный портрет Мусаси, который вырисовывается здесь, далёк от того образа, что был создан в художественно литератору, кино и фольклоре.