Ну, что ж… Болонскую систему «образования» у нас вроде как заклеймили и собираются отменять. Что дала нам эта болонка? Стандартных бакалавров и магистров, никому не нужных на стандартном Западе, и как-то не слишком приживающихся в нашей культуре. От чего так? Да знаем мы, знаем...
Вот не нравится русским людям оценка знаний методом «тестирования» и всё тут! А как же поговорить? – о самом высоком, да ещё и поглубже? Пожалуй, в таких только беседах у нас наличие знаний и выявляют. Традиция такая, «особенности национального познания»...
В адрес ЕГЭ только ленивый не выругался. Ещё бы: ни о какой «картине мира» и наличии «мировоззрения» у школьников тут и говорить не приходится! Да и у студентов тоже. А если приходится, то - о крайне зауженном мировоззрении. Таков этот забугорный стандарт. А ведь наша культура сама по себе тяготеет к знаниям системным и комплексным! Отрывочные же сведения вместо глубоких знаний, - это как раз то, что мы видим исходящим из говорящих голов Псаки, Байдена, Лизы Трасс, да Урсулы-понимаешь-фон-дер-Ляйен.
А тут ещё и новейший «культур-тренд» подоспел: всю нашу культуру Запад твёрдо теперь намерен «отменить» и «запретить». И куда теперь податься нашим «бакалаврам» и «магистрам»? Да уж…
Впрочем, и бог-то с ней, с болонской системой, - брысь! Самое время теперь вспомнить о советской системе образования, верой и правдой прослужившей нам многие десятилетия. Ведь были же наши люди когда-то «самыми читающими в мире»! Кто и как это подсчитывал мне неизвестно, но книги читали даже в транспорте, не только в библиотеке. А уж дома, после работы, да в выходные дни – тем более.
Скажи кому сегодня, отвечая на вопрос «ну, как выходные провёл?», что, мол, «читал в своё удовольствие!», так сильно удивишь сослуживца. Да, читать фактически перестали, и самообразование свели практически к нулю.
И эта «мода» тоже пришла к нам с Запада. Нет, её не пропагандировали прямо и непосредственно, как именно моду, она как-то «сама пролезла» в структуру нашего бытия, на пару с гамбургером. Пора, пора от этой прелести «свободной жизни» уходить! Не должен человек «быть свободным» от постоянного расширения и углубления своих познаний.
А насколько советская система образования отвечала столь нелюбимому нынче на Западе понятию Русский Мир? Да не очень-то, если честно. «Советское» сильно затушёвывало «русское». И слишком уж «заточена» была система под реалии Запада.
Шутка ли, даже русский язык мы учили со школы по немецкой схеме! Только мы ничего не знаем об этом, нам не говорили. И предмет этот – русский язык – мало у кого из нас входил в число любимых предметов. Уж так его преподавали...
Конечно, скучная «морфология», «орфография» да «синтаксис»! Совершенно необходимые, чтобы правильно и грамотно писать. И всё? Кто-нибудь может вспомнить, чтобы ему, обучающемуся подростку, перевели эти слова на русский?
«А зачем?», - так можно спросить и сегодня. А затем только, чтобы знать твёрдо, что «суффикс», к примеру, это то, что находится «под корнем». Правильно написанное слово имеет вид «subfix» и читается именно так – «субфикс». А искажённо произносится так, как произносится: «суффикс». Впрочем, и пишется так же. «И что?», - опять может спросить наш человек. А то, что это и есть первая отрыжка немецкой схемы обучения в русском образовании: ткнули пальцем и сказали, - «суффикс», запомни! Ну, ... запомнил. А понял ли? А что тут понимать?!
Так возникают в сознании «семантические ярлыки», смысловые пустышки: знать-то человек знает, да вот понимает ли? Стало быть, и не знает, - он просто «информирован». И не замечает, что крайне смутно осознаёт не только значение и смысл иностранных терминов, но и слова родного языка!
С последним, как правило, резко не соглашаются. «Я, и не понимаю свой родной язык? Да ты что?!», - так восклицают образованные и просвещённые. То, что это именно так – не понимают! – показать чрезвычайно легко. На примере почти любого русского слова:
- Ты же понимаешь, что такое «восторг»?
- Что тут не понимать? - чувство радостного возбуждения…
- А что здесь делает «торг»?
- Какой «торг»? Ах, да, торг… Н-да… И что же?
А вот тут уместна маленькая лекция, настолько велик пробел в понимании...
Это тот самый «торг», что присутствует ещё и в словах «исторжение», «расторжение», «вторжение»… Таким делам не обязательно сопутствуют радостные чувства!
Вот, Путин, взял да и «расторг» к чертям собачьим всю систему «шашней» с Западом! И «вторгся» себе на Украину! И как-то не заметно, чтобы Владимир Владимирович «радостное чувство» от того испытывал! Да и «возбуждённым» он не выглядит, - скорее твёрдым, как камень. «Сейчас, - говорит, - мы вам декоммунизацию в полном объёме обеспечим! Украина же, как государство, – коммунистический проект?».
А уж кто тут действительно «возбуждён», так это укро-бандер-нацисты да Запад! Последний вообще «перевозбуждён», до судорог почти. Короче, - это вот «полный восторг» как таковой и есть! Перефразируя Владимира Высоцкого: чуют с гибельным восторгом, - пропадают, пропадают... Вместе с дряхлой и выжившей из ума старушкой Европой.
Это чувство очень сильное, исторгаемое ими как лава из жерла вулкана. Вулкан же исторгает? Он ещё и извергает. Но, об извергах поговорим в другой раз.
Ну, вот так, в общих чертах. Кто может вспомнить, чтобы урок русского языка в школе хотя бы отдалённо проходил в таком ключе? Кто может вспомнить учебный разбор смыслов русских слов? Связь этих смыслов с нашей жизнью и поступками?
«Восторг», конечно, так и может оставаться в понимании, как «чувство радостного возбуждения». Ведь, в частности, восторг может быть и таким. А может и не быть. Но, самое главное, прямая смысловая связь со многими другими однокоренными словами-понятиями, - как это-то выпало из системы образования? Кто обрезал преподавание русского языка до столь убогой степени? «Обрезал» и «образовал» русское не по-русски?
Да, «обрез» и «образ» настолько близки, что практически являют нам одно и то же! Вот только нам «обрезали» как лишнее явно не то, - обрезали самое главное в русском языке, его смысловую структуру. И тем «обрезом» нас и «просвещали», несли «свет знания».
Мы помним, на уроках русского языка учили, преимущественно, лишь правильно и грамотно писать. Это здорово, но смысловым содержанием великого языка не занимались вообще!
На уроках русской литературы нас учили писать сочинения, дабы мы «учились мыслить». Кто вспомнит, слово «мысль» было ли когда разобрано? Что означает, о чём говорит? Опять же, этим не занимались вообще! Так, будто и заниматься здесь нечем. Кроме как в терминах формальной логики и психологии. К тому же, «это потом».
Так и пролетает ученик школы мимо языкового знания, несущего ценнейшие сведения о «мысли» и «мышлении». Настолько ценные, что нерусская наука психология тут явно попадает в «неудобное положение»: термин-то у неё есть, - «мышление», - а вот самого слова ни один академик просто не знает и не понимает. Иначе любую главу о мышлении он начинал бы с разбора смысла и значения самого слова! А не с «краткого обзора истории познания процесса мышления». И в таком случае термин его – смысловая пустышка. Вторгающаяся в наши головы на правах выверенного научного знания...
Так что, берём сегодня советскую систему образования, возвращаемся к ней, родимой! Но, «обрезаем» на сей раз именно бессмыслие западной манеры обучения … русскому языку. И русский язык станет «альфой» и «омегой» образования вообще! Ведь его смысловая структура – исторически первая «энциклопедия», и вряд ли есть что-то более полное по объёму…
И астрономию надо вернуть.
*****
И учим русский, сограждане, - уже по-взрослому!
*****
#русский язык #смыслслов #этимологияслов #восторг #мышление