По мнению специалиста по работе с детьми с ментальными нарушениями, которому я склонна доверять, наблюдая шесть лет за сыном как мать и три года, как специалист с соответствующим образованием, не бывает аутизма в следствие ДЦП, или вследствие умственной отсталости, или вследствие алалии, синдрома Дауна или глухоты.
Аутические черты есть почти при любом нарушении развития. Но к настоящему аутизму это не имеет отношения.
Аутизм - особое, отдельное нарушение развития, которое не может, как морковка на грядке, вырасти из другого нарушения.
Признаков аутизма очено много, нет четких критериев, все дети разные, и проявляется аутизм у всех по-своему.
Но есть некоторые особенности поведения и развития, заметив которые - имеет смысл обратиться за консультацией к специалистам:
- был регресс в развитии, и ребенок утратил часть уже сформировавшихся навыков (речь, самообслуживание, коммуникация, игровая деятельность). Речь начала развиваться по норме, но затем пропала илии ребенок начал говорить на своем "птичьем" языке; распадаются навыки коммуникации (перестает смотреть в глаза, улыбаться и т.д.), самообслуживания;
- ребенка не радуют, а порой пугают новые игрушки, новая одежда, отказывается входить в комнату после перестановки в ней мебели;
- не реагирует на свое имя после трех лет, трудно привлечь его внимание;
- речь развивается с выраженной задержкой, или ребенок не начал говорить к трем годам; речь не используется для коммуникации, ребенок говорит будто сам с собой, при этом в речи может быть сочетание лепетных слов и слов сложных - эскалатор, трактор и т.д.
- часто случаются сильные капризы и истерики, причины которых определить не получается;
- не всегда реагирует на громкие звуки, порой кажется, что у него нарушен слух, но при этом слышит даже тихие звуки в другом конце квартиры;
- не понимает обращенную речь, не выполняет команды и элементарные просьбы;
- нет указательного жеста, не пытается объясниться мимикой и жестами, речь монотонная или странно интонирована: голос высокий, напряженный или, наоборот, хриплый, глухой;
- не обращается за помощью, добивается всего плачем или взаимодействует с какой-то частью тела (рукой взрослого); использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет;
- не повторяет действия взрослых, нет копирования и повторения бытовых действий;
- есть проблемы с приучением к горшку, не стремиться овладеть навыками самообслуживания по подражанию;
- редко смотрит в глаза, смотрит на лицо в целом, вскользь, ребенка трудно дозваться или сфотографировать; он не удерживает сколько-нибудь длительного контакта "глаза в глаза"; не узнает себя в зеркале; смотрит словно сквозь собеседника;
- редко ищет утешения у мамы, не делится с людьми своей радостью, интересами, достижениями;
- не ищет общения. Не волнуется при разлуке с мамой; после трех лет может уйти с чужим человеком;
- уклоняется от ласк и прикосновений даже близких взрослых, на руках не принимает удобную позу: отстраняется, "растекается" или, наоборот, напрягается, сам не инициирует контакт;
- к трем годам нет интереса к сверстникам, попыток взаимодействия и общих игр. Ребенок не умеет общаться, игнорирует других детей или раз за разом пытается наладить контакт непонятным для них способом;
- тяжело воспринимает изменения в повседневной жизни, предпочитает пользоваться одними и теми же маршрутами на прогулке, дает открывать книжку только на одних и тех же любимых картинках, смотрит одни и те же мультфильмы, может слушать одну и ту же песенку;
- появляются длительные странные игры с перекладыванием игрушек, сортировкой, може выкладывать игрушки в длинные ряды и т.д. Нет ролевых игр, настойчивое внимание к частям предметов, в не игрушкам в целом; может быть предпочтение неигровых предметов - веревочек, кусочков ткани, цепочек;
- может очень долго смотреть на какие-то предметы ил действие, которые не соответствуют обычным детским интересам: банкоматы, рельсы, бегущую строку, омофон, стиральные машины, крутящиеся колеса;
- регулярно наблюдаются повторяющиеся движения: взмахи, хлопки, кручения рукой или пальцами или сложные движения всего тела. Может махать руками, начинает ходить на цыпочках, часто наклоняет голову, качает, или бьется головой, теребит волосы или уши, качается, перебирает пальчика у лица;
- выраженная негативная реакция на манипуляции с телом: стрижку волос, мытье головы, закапывание капель в нос, попытки надеть на него варежки, шапку, носки и т.д.;
- нет чувства "края", опасности, создается ощущение, что он слишком бесстрашный: может вырывать руку, убегать от родителей, залезать высоко на лестницы и горки - это не проходит к трем годам
- возможная слабая или слишком острая чувствительность к боли;
- мелкая и крупная моторика отстают от возрастной нормы или развиты неравномерно.
Увидев что-то из написанного у своего ребенка - не надо паниковать. Важно обратить внимание. В этом случае лучше перебдеть, чем недобдеть.
Аутизм представляет собой не один отдельный симптом, а несколько расстройств, влияющих на развитие социального взаимодействия, на эмоциональное, речевое и когнитивное развитие.
Сейчас проблемы с диагностикой аутизма две - либо признаков не замечают, либо, наоборот, гипердиагностируют, когда под диагноз подпадают и задержки психического и речевого развития, генетические синдромы или нарушения зрения и слуха.
Обследование ребенка, даже комиссией специалистов в течение получаса - недостаточно для постановки диагноза.
Ребенок находится в незнакомой, пугающей обстановке, где много непривычных звуков и запахов, незнакомых взрослых и детей. Это исказит объективную картину, особенно, если у ребенка уже был негативный опыт общения с посторонними взрослыми.
В условиях стресса он не покажет даже то, что знает и умеет, зато может проявить агрессию и самоагрессию.
Интересно будет прочитать, что нужно делать, чтобы помочь в диагностике?
Я надеюсь, что кому-то поможет эта статья вовремя выявить проблему и принять меры. Здоровья вам и вашим детям!