Найти в Дзене
Грёзы Белого Лебедя

Может ли у человека быть вторая половинка? (психология отношений через язык)

Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью.
Евангелие по Матфею

Словосочетание "вторая половина" уже давно и прочно вошло в язык, а его значение, подразумевающее одного из супругов или любимого человека, уже ни у кого не вызывает сомнений. Ну разве что со временем на надоевший вопрос о личном одиночестве девушки стали отвечать: "Нет у меня второй половинки, меня мама целой родила". Вроде смешно, но так ли уж нерезонно? Особенно, если учесть, что взросление человека всегда подразумевает его целостность и цельность, когда мировоззрение не шатает вправо и влево, а наделено устойчивостью в виде системы взглядов. Да и наука психология всегда говорила о том, что счастье человека внутри него и зависит от него, а не внутри каких-то там "половин", вступающих с человеком в любовные отношения. Откуда же есть пошли эти вторые половины? Обратите внимание: мы не говорим "моя ПЕРВАЯ половина", половина всегда вторая... Не зря!

В качестве иллюстраций взяты рисунки из комикса Герты Бурбе про жизнь Половинки
В качестве иллюстраций взяты рисунки из комикса Герты Бурбе про жизнь Половинки

Вообще об этих самых вторых половинах заговорили древние греки в мифе об андрогине - существе, которое заключало в себе мужские и женские свойства, но разделенном на части, которое с тех пор пытается найти свою отделившуюся часть. Вульгарно: так появились мужчины и женщины, которые сегодня соединившись, пытаются образовать единое целое. Но древние греки не были бы древними греками, цивилизованным народом, если бы всё было вот так вот просто. Дело в том, что наш андрогин был раздёлён на части не волею судеб, а из-за того, что возгордился совершенством своим. И дабы сделать его не таким горделивым, уязвить его самолюбие и смирить в поступках его, было придумано это разделение на части. Отсюда поиск ДРУГОЙ (а вовсе не второй) половины означал и в мифе, и в современной психологической трактовке - поиск своего Я, лучшего в себе. И вот только когда человек обретёт своё внутреннее единство в соединении разнообразных личностных черт, он ощутит гармонию в себе и будет готов для того, что у него появилась ПАРА. Иными словами, андрогин - априори ОДНО существо, речи о соединении двух разных людей здесь никогда не велось.

-2

Но что же будет если обратиться к ещё более авторитетному источнику - "Евангелию". Эти двое составляющие одну плоть тоже не являются половиной какого-то целого, поскольку они есть одно целое, снова используя слова Меня: "Любовь - это когда одного ударили, а другому больно". Иными словами, в этом целом нет частей, есть союз МЫ, состоящий из разных Я, о которых религия нам советует забыть, что и с позиций психологии уместно, поскольку Я-канье до добра ещё ни в каком союзе не доводило. То есть и здесь нет никаких половин: есть два целых, образующих в результате ОДНО, без главных и второстепенных (первая и вторая половинки).

-3

А что же мы видим в реальности? Когда мы говорим, что человек находится в поиске "второй половинки", мы, как правило, подразумеваем, что речь идёт об обнаружении какого-то "соответствующего" человека, который "краями" (свойствами) своими подойдёт к нашим "краям" (свойствам), причём соединиться эти края должны идеально. Иными словами, в самой формулировке "я ищу вторую половинку" или любовном признании (я только про признание, а не про обыденную безэмоциональную речь) "ты - моя вторая половинка" уже заложен смысл "ожидания": я жду от тебя конкретных поступков, которые будут соответствовать моему пониманию идеального поведения другого человека по отношению ко мне. Ясен пень, без ожиданий человек не может, и они нужны, но тут снова всплывают очередные подводные камни - а на свете существует человек, который может предугадать наши реакции, который должен быть не таким, какой есть, а каким мы этого захотели? А если ещё учесть, что мы сами всё ждём счастья от какой-то половины, что именно она должна вступиться за нас при столкновении реальности, то есть цельности мы не обрели, то вырисовывается портрет либо несчастного, либо одинокого в будущем человека.

-4

И ещё немного про ответы-оправдания: особенно, женщины любят отвечать (себе и людям), что вторая половина у них отсутствует в силу их сложной, то есть более совершенной, организованности, якобы края у моей половины ну такие оригинальные, что второго такого оригинала поди-поищи. Конечно, люди объединяются на сходствах. Но ведь чем более оригинален и многогранен человек, тем с большим количеством людей у него найдутся точки соприкосновения: разнообразие его интересов просто не позволит ему быть одиноким. Значит, декларации своей сложности  в вопросе поиска "ДОСТОЙНОЙ" половины - это оправдания своего желания вести себя как свинье, уж простите, той отделённой несовершенной части андрогина.

Посему есть-есть у нас вторая половинка, только это мы сами в сочетании своих личностных черт, а не другой человек. Древние греки всё же не дураки: обретение себя, своего внутреннего целого, ведёт к обретению другого - одно с одним, а не первое со вторым и никак иначе, другой человек не половина, он целый и обязательств "соответствовать" у него нет.