Когда я наблюдаю за проблемами с учёбой у детей друзей и знакомых, мне всегда нестерпимо хочется им помочь.
Так бывает в жизни, вот есть хороший специалист или человек, который точно создан для определённой работы. Если счастливый случай в виде того, кто ему подскажет или устроит в нужное место, не произойдёт, то прозябать ему со своими нереализовавшимися способностями.
Родители, ваши дети талантливые! Им просто, как в хорошем блюде, не хватает того самого ингредиента, чтобы раскрыть потенциал.
В этой статье постараюсь написать, что помогает моим детям на протяжении длительного времени завоёвывать вершины: получать пятёрки, учиться в двух школах, успешно участвовать в олимпиадах и конкурсах, ездить за счёт государства в Сириус и другие замечательные места. Мне кажется, что многие наши хитрости и секреты подойдут и вашим детям. Поэтому спешу поделиться…
Погружение в предмет
“Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота…”
Учёные говорят про то, что мозг не умеет работать эффективно в условиях многозадачности. Если посмотреть на расписание школьной программы, то создаётся ощущение, что это лоскутное одеяло, собранное из разных кусочков. У меня такое впечатление, что это задумано как раз для того, чтобы затормозить обучение.
Помните историю про раскладку клавиатуры? Клавиши не разместили в алфавитном порядке, чтобы замедлить скорость набора текста.
Приведу пример, который знаком многим. Экзамены в колледже или институте: иногда студенты умудряются за три-четыре дня освоить полугодовой материал. Мозг получил чёткую установку на предстоящую серьёзную работу, близкое по времени повторение схожих или взаимосвязанных тем в разы улучшает обучение. И запомнить легче, и понять проще. А потом сам удивляешься, как это я всё выучить успел?
Длительная концентрация на одном предмете помогает моим детям лучше его освоить. Они редко занимаются по 30-60 минут в день. Как правило, занятия планируют надолго, как минимум на 2-4 часа. Да, можно с перерывами на чай и качели. Но так, чтобы больше ничего мозг не отвлекало. Рваный ритм работы вреден, а делу, как говорится, нужно время.
Работа над ошибками
Очень серьёзный пункт. Наверное, даже самый важный, хоть и второй. Здесь работает принцип Парето: 20% усилий приносят 80% результата.
Когда мои дети готовятся к олимпиадам, я распечатываю им задания. Они решают, и когда ошибаются или встречают непонятные для себя вещи, записывают красной ручкой, в чём именно ошибка или что непонятно. Позже они возвращаются именно к тем заданиям, где выяснили пробелы, решают ещё раз. И, самое удивительное, что и второй, и третий раз могут ошибиться в том же самом, особенно если прошло много времени. Это показывает, как трудно мозг меняет свои неправильные представления.
Когда же речь идёт об олимпиадах, то задания подбираются разные. Здесь критически важно выяснить проблемные места и устранить ошибки. Иначе ребёнок не выдержит конкуренцию и “сольёт работу”.
Всегда не хватает времени, чтобы выполнить работу как надо, но на то, чтобы её переделать, время находится. /Закон Мескимена/
Что касается русского языка, то у нас была “тетрадь ошибок” и с её помощью мы очень эффективно занимались. Туда заносились словарные и прочие слова, которые дочь написала неправильно, предложения с пунктуационными заковырками. Периодически я диктовала ей содержимое из нашего волшебного сборника. Очень часто #ошибки повторялись. Приходилось переписывать слова много раз, запоминать с помощью мнемотехники, заучивать.
Если #ученик не работает над своими ошибками, то знания превращаются в дуршлаг, вроде бы учит всё усерднее и больше, но дыр в знаниях так много, что не видать ему желанного #результата. Получается какой-то мартышкин труд.
Проходить материал наперёд
Всё без исключения #победители олимпиад проходят материал по своему профильному предмету досрочно. По-другому сегодня просто не получится, так как составители конкурсов включают многое из того, что дети в школе ещё не проходили. Да, задания, может, и несложные,- но не проходили же!
А когда, через полгода после олимпиады, учитель в #школе объяснит Марусе эту лёгкую теорему, которую она не знала, карета уже превратится в тыкву. Конечно, знания у Маруси никто не отнимет, а вот попасть на отбор в Сириус, выиграть олимпиаду Эйлера или Максвелла, и получить другие значимые награды уже не получится. Так что хорошо яичко ко Христову дню.
Можно спорить с этим положением, но проще его учитывать, так как в школе часто материал проходят не наперёд, а с задержками (учителя болеют, иногда увольняются, часто вводится карантин и т. д.)
Повторение
"Нескоро забывается то, что долго заучивалось."
Здесь всё понятно. Без напоминания забывается всё. Есть разные методики мнемотехники, но самая простая из них- интервальное повторение. Смысл в том, чтобы повторять материал в определённые дни и по определённому принципу. Лучше всего запоминается то, что воссоздаётся через короткий промежуток времени. Идеально- через сутки, потом через трое и т. д. Это нужно, чтобы информация бесследно не исчезла. Системные #знания какого-то предмета однозначно лучше, чем хаотичные отрывки.
Проверенные учителя
Здесь всё очевидно. Почти каждому в жизни встретился такой #учитель, который вызывал любовь и интерес к предмету. Идеально- когда педагог умеет объяснить сложные вещи легко. Сегодня много онлайн-школ и онлайн-курсов, записей уроков на разных ресурсах. У наших детей есть выбор!
Я, например, стараюсь узнавать, каких именно учителей лучше посмотреть моим детям. Информации много, времени мало, нужны проверенные, вдохновляющие, грамотные педагоги. И такие есть. По физике хорош Замятнин Михаил, его много в интернете, лучше учителя и не найти. По русскому очень нравится Дарья Фролкина, педагог Фоксфорда, с удовольствием смотрели её уроки, когда был летний бесплатный доступ. Применяет мнемотехнику на занятиях и много чего современного. Хорошего химика, правда, так и не нашли. Посоветуете?
Если в школе есть хороший учитель — то это большая удача. Всем известно, что под таких педагогов набираются классы и все хотят туда попасть. Но таких учителей всё меньше…
Раньше педагоги более ответственно относились к своей работе. К сожалению, многие учителя сейчас даже не проверяют домашнее задание у детей. Это печально, так как сразу выпадает пункт 2, про важность разбора ошибок. Их надо сначала выяснить, диагностировать работу, чтобы знать, чем заниматься.
Проверенные учебники
Здесь тоже вроде не поспоришь. Сколько сейчас слышно жалоб на школьные учебники:
- составлены с ошибками,
- написаны непонятным языком,
-с нарушением логических связей между темами.
А ведь это важно.
Часть школьной литературы я покупала или скачивала по рекомендациям учителей, репетиторов, специалистов в своем предмете. Например, математикой дети занимаются по А.В.Шевкину и С.М.Никольскому- лучший базовый учебник, на мой взгляд. По химии- “Начала химии”, по русскому- “К пятёрке шаг за шагом”, по физике- сборник задач М.Замятнина.
Хороший репетитор
Самая трудная тема для меня. Долгое время я категорически не признавала необходимость в репетиторах.
Считала, что они:
-для лентяев,
-деньги на ветер,
- стоимость одного занятия- как хороший учебник,
- кто не хочет- того всё равно не заставить и не объяснить,
- всё есть в интернете и прочие подобные аргументы.
Но со временем моя позиция изменилась. Я посмотрела, насколько тяжело детям тянуть такой объём информации. И мотивационно, и умственно. Каждый день идёт определённое преодоление, особенно когда материал уже на довольно сложном олимпиадном уровне. Надо себя, во-первых, заставить учить, во-вторых, разобраться в трудных вещах, которые часто никак не поддаются самостоятельно.
У нас нет постоянного репетитора, но были моменты, когда приходилось прибегнуть к таким услугам. Мы не платили дорого, где-то 500-600 рублей в час, и не занимались всем подряд. Только работа над ошибками и по запросам, 3-5 уроков хватало, чтобы ребёнок закрыл дыры и стартанул на новую высоту.
Хорошие #репетиторы выводили в топ-олимпиад многих детей, но первичными для этого остаются желание и старательность ребёнка. Обращаясь к такому специалисту, обязательно работайте с ним заодно. Обозначайте цель.
К сожалению, некоторые просто занимают время ребёнка, объясняя школьную программу, которую он не хочет понять сам. Договариваясь с репетитором, я всегда определяла, что конкретно от него нужно. И, конечно, репетитора ищем тщательно. Тех, кто впустую будет качать у вас денег тоже предостаточно.
Сейчас много студентов-репетиторов из престижных вузов. Часто, они не плохой вариант, так как их знания свежи, а общение с ними сильно мотивирует ребёнка.
Здоровая конкуренция и общение с единомышленниками.
«Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.» Аристотель
Если у ребёнка слабый класс, где полно хулиганов, лучше перевести его к заинтересованным детям. Помню свои ощущения, когда переходила в сильную школу. По себе знаю, как невероятно это мотивирует в подростковом возрасте. Ты не только хочешь быть не хуже других, ты хочешь быть только лучше!
Мои дети вовлечены в различные сообщества по предметам, которые они изучают на углублённом уровне. Они поздравляют друг друга с победами в олимпиадах, отборах. Обращаются за информацией и помощью друг к другу, делают вместе некоторые сложные тестирования, выручают по запросу. Такое общение помогает развиваться, а здоровая #конкуренция идёт в плюс. У детей много энергии, нужно лишь направить её по нужному течению. Грести против ветра занятие бесполезное. Потеряют силы и время.
В заключение рискну привести избитый, но сильный пример. Наши спортсмены-фигуристы, особенно группа Этери Тутберидзе. У них как раз та самая нужная конкуренция, погружение в дело, чудесные тренеры. Результат налицо.
На этом сегодня всё)
В свою очередь постараюсь делиться на канале той информацией, книгами, именами педагогов, которые помогают моим детям в учёбе.
Статья, как ребенок прошел отбор в Сириус по математике и чем пользовался при подготовке здесь
Статья, как ребенок прошел отбор в Сириус по анималистике и наши рекомендации здесь