Найти тему
8,9K подписчиков

Шинная этимология с Олегом Растегаевым

5K прочитали

Как их только не называют — колесами, покрышками, резиной, баллонами. Допустимо ли это и что вам ответят грамотные продавцы, если вы скажете «мне нужны новые колеса»? Они предложат выбрать — стальные или легкосплавные, может, разборные или кованные… Да, да, ведь согласно техническим стандартам автомобильное колесо — это «вращающийся и передающий нагрузку узел, расположенные между шиной и ступицей». Колеса бывают разборные — тогда они состоят из диска и обода, — и неразборные. Поскольку на легковых автомобилях разборные колеса встречаются все реже и реже, в обиходе все колеса стали именовать дисками. В любом случае спрашивать про колеса, когда вам нужны шины, неправильно. Так допустимо говорить лишь когда речь о колесе с шиной в сборе — например, запасном колесе.

 Как их только не называют — колесами, покрышками, резиной, баллонами. Допустимо ли это и что вам ответят грамотные продавцы, если вы скажете «мне нужны новые колеса»?

Многие, говоря о шинах, используют термин «покрышка» и это в большинстве случаев тоже некорректно. Ведь термин «покрышка» появился вместе с изобретением пневматических шин шотландским инженером Робертом Томпсоном. В 1845 году он предложил использовать пневматические шины на велосипедах и повозках, а для защиты парусиновой камеры от проколов применял кожаные чехлы — те самые покрышки. В конце XIX века сначала шотландец Джон Данлоп в 1888 году, затем американские инженеры Александр Браун и Джордж Стилман в 1892 запатентовали уже более привычные нам пневматические шины для велосипедов и автомобилей. И те, и другие состояли из камер и защитных покрытий — покрышек. То есть покрышка была составной частью шины, как и диск — составной частью колеса. Но к концу прошлого XX века с повальным переходом на бескамерные шины термин «покрышка» теряет свой физический смысл — она уже не покрывает камеру, а является самодостаточной герметичной конструкцией. Однако по старинке покрышками продолжают называть не только камерные, но и бескамерные шины.

Любопытно, что упоминание покрышек в разговоре с геологами или нефтяниками может увести вас далеко от автомобиля. Ведь у них этот термин означает пласт или серию пластов слабопроницаемых пород (глина, различные соли), которые закупоривают месторождения нефти или газа.

 Как их только не называют — колесами, покрышками, резиной, баллонами. Допустимо ли это и что вам ответят грамотные продавцы, если вы скажете «мне нужны новые колеса»?-2

Резина? Вот это будет более корректно, поскольку любая автомобильная шина на 75-80 процентов состоит именно из резины. То есть получаемой в процессе вулканизации (нагрева под давлением) смеси натурального, синтетического каучуков и различных химических добавок. Остальные 20-25 процентов — это различные виды корда, то есть металл и синтетические ткани. Поэтому в разговоре про автомобиль слово «резина» однозначно ассоциируется с шинами.

А вот про «баллоны» лучше не вспоминать — это название шин было распространено в шоферской среде в середине прошлого века. Действительно, любая шина — это некий баллон с воздухом. Но баллон, как правило предназначен для хранения и транспортировки жидкостей или газов. А в случае с шинами мы имеем дело с конструкцией, в которой воздух не хранится, а выступает рабочим телом. К тому же сама по себе разбортированная шина в отсутствии камеры никаким баллоном не является.

А теперь самое время разобраться с появлением самого слова шина в русском языке. Как и многие другие термины, это было заимствование от немецкого Schiene — в переводе на русский рельс, направляющая, планка, полоса. Казалось бы, где рельс, а где автомобильная шина — в чем связь? А связь нужно искать в медицине — ведь направляющая или полоса — это же медицинская шина, которую накладывают в случае переломов. Ее задача — поддерживать кости в одном положении для правильного сращивания. Именно немецкие медики, коих в XVIII веке прибывало в Россию немало, завезли слово шина. Но ту же самую удерживающую функцию выполнял металлический обод на деревянных колесах повозок и карет. После сборки деревянного колеса — оно состояло из ступицы, спиц и деревянных секторов обода — на него одевали нагретое до 100-150 градусов металлическое кольцо, которое, остывая, прочно стягивало всю конструкцию. Этот металлический обод тоже стали называть шиной. Даже у Пушкина в «Дубровском» можно уже встретить это немецкое словечко: «... виноват, батюшка Кирила Петрович, я было рано пустился в дорогу, да не успел отъехать и десяти верст, вдруг шина у переднего колеса пополам...». И написано это в 1833 году.

Самое интересное, что в немецком языке автомобильные шины теперь именуются совсем другим словом — rеifen.