Караваджо был сыном придворного архитектора герцога Милана Франческо Сфорца. Первые познания в живописи он получил под руководством одного из учеников Тициана, Симоне Петерцано. В 1592 году он перебрался в Рим, где начал зарабатывать себе на жизнь рисованием.
Знакомство с одним из наиболее популярных художников и торговцев картинами того времени Джузеппе д’Арпино принесло ему известность, но не материальное благополучие.
Однако именно через мир арт-дилеров и коллекционеров Караваджо смог познакомиться со своим первым патроном — кардиналом дель Монте, чья поддержка не только позволила ему работать самостоятельно, но и принесла первый общественный заказ — украшение капеллы Контарелли в римской церкви Сан Луиджи деи Франчези.
Здесь, в трех больших картинах, Караваджо развил свою характерную манеру обращения со светом, который стремительными вспышками врывается во мрак его полотен, создавая интенсивную и странную реальность.
С этого времени Караваджо был буквально засыпан заказами. Но из-за своего несдержанного нрава художник постоянно конфликтовал с властями.
В 1606 году Караваджо оказался впутан в убийство и был вынужден бежать из Рима, найдя убежище во владениях дона Марцио Колонны, где он написал находящуюся сейчас в Венском музее Мадонну дель Розарио (известна также, как Мадонна с четками).
В своих странствиях он остановился в Неаполе, где создает картины только на религиозные темы.
На Мальте он по заказу рыцарей ордена написал несколько портретов Великого магистра Алофа де Виньякура.
В 1608 году ему даруется титул кавалера и «Верноподданнический крест».
Плодотворный мальтийский период был вновь прерван заключением под стражу и возобновившимися скитаниями.
Через Сиракузы и Мессину, где остались одни из наиболее выдающихся полотен его позднего периода, Караваджо переезжает в Палермо, а оттуда — обратно в Неаполь. Здесь до него доходят новости о дарованном ему папой прощении, однако едва он сошел на берег в Порто-Эрколе в Тоскане, он был снова арестован, но затем отпущен.
К этому времени корабль, на котором было все имущество художника, уже уходит из порта. Караваджо слег в лихорадке и умер, так и не ступив вновь на улицы Рима.
Среди всех живописный полотен Караваджо «Положение во гроб», возможно, является самым монументальным.
Строго рассчитанная симметрия группы людей расположена по диагонали от камня на первом плане и поднимается вверх к правому верхнему углу.
Внимание художника сосредоточено не на приготовленном к погребению теле и положению во гроб, а на скорби Марии, достигающей своей наивысшей точки.
Ничто в большей степени не отличает от ренессансного отношения Караваджо к исторической картине, чем его отказ изображать человека исключительно как существо высшее, прекрасное и героическое. На смену самоуверенности пришли смирение и покорность.
_____
Следите за новостями из мира искусства в нашем Telegram