Найти тему

Радость. Различные исследования, опыты и заключения об эмоции радости.

Радость - внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, веселого настроения и счастья, ласкательное обращение. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали. Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более "высокое" чувство, в противопоставлении "душа" - "тело" связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь "ощущение, реакция" - с телом. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость.

В языковой картине мира радость является одним из важнейших культурных концептов. Первоначально эмоция радости выражалась через конкретные понятия - вещи, предметы, или события вызывающие положительные эмоции (еда, красота, праздник, отдых); сравни древнерусское "плескание" - "рукоплескание, торжество, радость" или "ликовати" - первоначально "танцевать, играть", впоследствии "радоваться".

Кэррол Э. Изард, один из создателей теории дифференциальных эмоций, проанализировав огромное количество новых экспериментальных данных об эволюции эмоций, пишет о том, что процесс развития эмоции радости у ребенка протекает немного иначе, чем процесс развития эмоции интереса.

Одна из трудностей психофизиологического изучения эмоций заключается в проблеме активации эмоции. Для активации эмоции в лабораторных условиях обычно используются две основные методики:

  • испытуемый силой воображения сам вызывает у себя нужную эмоцию
  • нужная эмоция активируется в процессе демонстрации испытуемому специально подобранного фильма

Эмоция - это не кратковременная вспышка, а развивающийся во времени процесс. Динамика эмоции включает:

  • продолжительность эмоции
  • изменение во времени ее интенсивности
  • изменение во времени ее качества (например, превращение вины в злость, удивления - в страх и т.п.)

Исследование Университета Британской Колумбии показало, что люди лучше реагируют как на негативные, так и на позитивные события, если больше спят. Были использованы данные опроса почти 2000 взрослых из США в возрасте от 33 до 84 лет. Участников в течение восьми дней подряд спрашивали о продолжительности сна, ежедневном стрессе и опыте положительных и отрицательных событий.

В Евангелиях радость упоминается в связи с благовестием о рождении Иисуса Христа:

Радуйся, Благодатная! Господь с тобой!

В письме Галатам апостол Павел говорит о радости как о плоде Духа Бога. Радость от Благой Вести и радость служения Богу нередко рассматривались как основная черта христианства.

В большом городе и маленькая радость велика. Радость молодит, а горе старит. От радости и старики молодеют. Кто в радости живет, того кручина не возьмет. Чужой беде не радуйся, своя придет. Радость горю не попутчик. От радости кудри вьются, а с горя секутся.

Фома Аквинский полагал, что радость является следствием любви. Радость, как один из основных атрибутов религиозного чувства, рассматривается и вне Христианства. Так, Спиноза считал, что на высшей ступени познания себя в Боге, происходит осознание Бога как причины радости.

Исследования показали, что неспособность поддерживать положительные эмоции в момент стресса подвергает людей риску воспаления и даже более ранней смерти.

Наиболее масштабные исследования продолжительности эмоций и определяющих ее факторов проведены рабочей группой Филиппа Вердейна в университете г. Левене (Бельгия) и продолжаются в Маастрихтском университете (Нидерланды). Исследования Ф. Вердейна показали, что радость длится значительнее дольше облегчения, раздражения, умиления, скуки, отвращения, страха, удивления, стыда. Было выявлено среднее "время жизни" некоторых эмоций по шкале с интервалом в 10 минут и общей продолжительностью 60 минут. В первом исследовании 2009 г были получены показатели радости - 26 минут. Было обнаружено, что положительные и отрицательные эмоции имеют меньшую длительность, когда внимание отвлекается от них, и большую - при фокусировке внимания на переживания данной эмоции.

В исследовании, проведенном М. Русаловой, испытуемых просили представить и мысленно пережить ситуацию радости, и пока они переживали ее, экспериментаторы измеряли частоту их сердечных сокращений и регистрировали изменения электрического потенциала мимических мышц. Когда испытуемые представляли радостную ситуацию, у них обнаруживалось значительное учащение пульса и повышение активности лицевой мускулатуры. Как и ожидалось, изменение активности отмечалось в тех мускулах, которые связаны с мимическим выражением радости. Следом за Русаловой, Шварц сравнивал электромиографические реакции испытуемых, которым была дана инструкция постараться ощутить счастье, грусть или гнев. Было обнаружено, что мышечные потенциалы значительно меняются от одной эмоции к другой. Также было выявлено, что у здоровых людей, по сравнению с депрессивными, профили мышечной активности при переживании радостной и обычной ситуации, обнаруживают выраженную тенденцию к сходству. Эйврил изучал изменение в вегетативной нервной системе, вызванные радостными и печальными переживаниями и выявил четыре физиологических параметра, отличавшие печаль от веселья, но только один из этих параметров - нерегулярность дыхания - отличала радостное состояние от контрольного эмоционального состояния. Автор пришел к выводу, что изменения дыхания в большей мере характерны для эмоции радости, тогда как изменения в сердечно-сосудистой системе - для эмоции печали.

Способность испытывать радость индивидуальна и зависит от генетических факторов. Некоторые рождаются с высоким порогом эмоции радости, и это непосредственно влияет на то, насколько они ощущают себя счастливыми, благополучными и уверенными. Ведь жизнерадостность человека во многом определяет отношение к нему окружающих людей. Другие люди, наоборот, от рождения имеют небольшую способность к переживанию радости, поэтому и порог возбуждения радости у таких людей будет ниже. Изучение эмоциональности новорожденных и маленьких детей подтверждает гипотезу о генетических факторах радости. При наблюдении за русскими воспитанниками детского дома, были обнаружены значительные индивидуальные различия в частоте улыбок и смеха, хотя дети росли в одинаковых условиях. В своих работах, посвященных исследованию смеха, Маргарет Уошберн выявила у своих испытуемых значительные индивидуальные различия. Она предъявляла детям различные стимулы и регистрировала их реакцию. Четверо из наблюдаемых ею детей впервые засмеялись уже в возрасте 12 недель, тогда как у одного ребенка не удавалось вызвать смех вплоть до 52-недельного возраста. Макгрейд обнаружила, что "стрессовая реакция", возникающая у ребенка в ответ на отнятие соски в возрасте 3-4 дней, практически не подвержена изменениям вплоть до 8-месячного возраста. Кроме того, она обнаружила, что дети, которые в возрасте 3-4 дней менее активно реагировали на отнятие соски, в дальнейшем, в возрасте 8 месяцев, становились более жизнерадостными, активными и менее напряженными. Дети обладают поразительной способностью к творчеству, любой имеющийся под рукой предмет они умеют превратить в игрушку, в источник радости. Только пробуждая радость в ребенке, можно убедиться в том, что эта эмоция развивается, что жизнь ребенка достаточно насыщена радостными переживаниями. Исследование Мура, Андервуда и Розенхана показало, что переживание радости способствует альтруистичности поведения, тогда как грустное переживание обычно приводит к противоположному эффекту.