Найти в Дзене
Галина Макарова

Выученная беспомощность

Поговорим сегодня о выученной беспомощности🚸

На мой взгляд эта тема актуальна. 

🖌Мартин Селигман в 60-е годы 20 века определяет беспомощность, как состояние возникающее в ситуации, когда нам кажется, что внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или изменить. 

То есть, выученная беспомощность некое психическое состояние, при котором живое существо не ощущает связи между усилиями и результатом. 

В начале 21 века Селигман меняет своё видение беспомощности кардинально, переворачивая его «с ног на голову» считая, что беспомощность — это стартовое состояние развития, которое постепенно преодолевается за счет усвоения идеи о возможности контроля. 

Например, боялись наши прародители молний и пожаров, однако, научились использовать огонь и контролировать его. И, эта активность, стремление к освоению и контролю – двигает эволюционное развитие. 

Контроль становится возможным в ситуациях, когда угроза длительная, и постепенно возникают способы избегать негативных воздействий и контролировать их последствия. 

Итак, Селигман определил, что не беспомощность является выученной, а, наоборот, контроль☝🏻

Хочу и буду я искать способы контролировать негативное воздействие или нет. Поэтому, не только в процессе эволюции, но и в процессе индивидуального развития выработка контроля крайне важна. 

В рамках воспитания ребенка👶 необходимо помогать устанавливать связь между его действиями и результатами, и давать посыл⬇️

✨ «Ты можешь контролировать себя, свое поведение, эмоции и влиять на ситуацию». 

Конечно, это можно делать в любом возрасте в разных формах. 

В психотерапии контракты по контролю за симптомом – самые востребованные.

Можно выбрать любой вид пассивно-агрессивного поведения и быть беспомощным пессимистом, отказываясь от контроля. 

Можно контролировать своё поведение, эмоции, не рисковать по возможности. 

Научный мир ищет рычаги контроля, и это вселяет оптимизм, мы не беспомощны.