Найти тему
FIT BLOG

Peugeot 403: авто для буржуа и детектива Коломбо

Появившийся в 1955 году среднеразмерный Peugeot 403 в какой-то мере можно считать типичным образцом среднестатистического не только французского, но и европейского седана 1950-х годов. Он не выделялся какой-то особо яркой внешностью или новаторскими техническими решениями, особенно на фоне дебютировавшего через полгода авангардного Citroen DS19. Но вкусы среднестатистического западного европейца модель отражала весьма хорошо.

Седан Peugeot 403 1955 г.
Седан Peugeot 403 1955 г.

Итак, модель дебютировала 20 апреля 1955 года в парижском дворце Трокадеро. На тот момент компания выпускала только одну модель – 203, и новая модель стала второй послевоенной моделью Peugeot, будучи по размерам чуточку больше предшественницы. При этом, 203-я модель продолжила выпускаться до 1960 года.

Первоначально машина выпускалась с одним кузовом – 4-дверный седан, дизайн которого разработало ателье Pininfarina. Это был первый опыт сотрудничества двух компаний, который в дальнейшем вылился в долгий и плодотворный период взаимодействия. Несущий кузов отличался спокойными округлыми линиями и гармоничными сбалансированными пропорциями.

Брошюра Peugeot 403
Брошюра Peugeot 403

Во внешности сложно найти какие-то изыски, но в тоже время машина выглядит по-домашнему уютной. При длине 4470 мм, ширине 1670 мм, высоте 1510 мм и колесной базе автомобиль был компактнее, чем Citroen DS19, но значительно крупнее, чем бюджетные Citroen 2CV и Renault 4CV. Peugeot 403 получила новый двигатель – 4-цилиндровый, объемом 1468 см3 мощностью 58 л.с., с которым модель массой 1030 кг развивала максимальную скорость 135 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 22 с. Расход топлива был в пределах 9-10 л/100 км.

-4
-5

В техническом плане это был совершенно обычный автомобиль своего времени, при том часть узлов перешла с модели 203. Спереди продольно располагался двигатель и приводил в движение задние колеса, коробка передач была 4-ступенчатой полностью синхронизированной, рычаг переключения располагался на рулевой колонке. Передняя подвеска была независимая на поперечных рессорах, сзади стоял традиционный жесткий мост на пружинах. Тормоза всех колес – барабанные фирмы Lockheed. Рулевое управление было выполнено по схеме “шестерня-зубчатая рейка” и было весьма острым. И спереди, и сзади в салоне стояли цельные диваны, которые могли раскладываться в удобное спальное место.

За дополнительную плату можно было заказать люк над передним диваном. На первых машинах были уже устаревшие поворотники семафорного типа, а также дворники, движущиеся навстречу друг другу. Но уже с 1957 года поворотники стали традиционными мигающими, а дворники – параллельными.

-6
Панель приборов Peugeot 403
Панель приборов Peugeot 403

На рынке автомобиль конкурировал с насыщенном сегменте с большим количеством соперников – Renault Fregate, SIMCA Ariane, Alfa-Romeo Giulietta, FIAT 1400, Ford Taunus 15M, Opel Rekord, Sunbeam Rapier, Volkswagen 1500, Volvo Amazon, Singer Gazelle, Hillman Minx, Borgward Isabella, Vauxhall Victor.

-8

Довольно быстро гамма стала обрастать новыми модификациями. Так, уже 1956 году появляются сразу несколько новых варианта кузовов. Первым в апреле дебютировал вместительный универсал Familiale. 5-дверный кузов строился на растянутой до 2900 мм колесной базе, при этом длина увеличилась до 4610 мм. Три ряда сидений вмещали 8 человек. Этот тип кузова получил усиленную заднюю подвеску на продольных полуэллиптических рессорах.

Универсал Peugeot 403 Familiale 1956 г
Универсал Peugeot 403 Familiale 1956 г
-10

В июне 1956 года был представлен стильный двухместный кабриолет, также разработанный ателье Pininfarina. Машина имела более роскошную отделку салона, включая кожаную обивку сидений, и стоила на 80% дороже базового седана. Если в 1959 году седан продавался за 825 000 франков, то за открытую версию просили 1 370 000 франков. При этом кабриолет выпускался также на заводе в Сошо силами самой компании Peugeot. Мощность двигателя подняли до 60 л.с., а максимальная скорость выросла до 140 км/ч. Кабриолет выпускался до 1961 года, всего собрали 2050 экземпляров.

-11
Кабриолет Peugeot 403 1956 г
Кабриолет Peugeot 403 1956 г

Следом за кабриолетом в том же месяце запущен в производство более простой вариант универсала – Commerciale, он оснащался всего двумя рядами сидений, при этом заднее сиденье было складным и съемным.

Наконец, в октябре того же года появились 2 версии для коммерсантов и мелкого бизнеса. Во-первых, это был пикап 403 U8 грузоподъемностью 850 кг, а во-вторых, компания стала предлагать шасси с кабиной под установку специализированных кузовов. Эти версии тоже имели усиленную подвеску, аналогичную универсалам.

-13
Брошюра Peugeot 403 Commerciale 1956 г
Брошюра Peugeot 403 Commerciale 1956 г
Пикап Peugeot 403 U8 1956 г
Пикап Peugeot 403 U8 1956 г
-16

С декабря 1956 года мощность двигателя у кабриолетов возросла до 67 л.с., а с октября 1957 года кабриолеты стали за доплату оснащать автоматическим электромагнитным сцеплением Jaeger. Такое сцепление стало предлагаться и для седанов с февраля 1958 года. А с сентября 1958 года по соображениям безопасности с радиаторной решетки убрали хромированный рельеф львиной головы.

-17
-18

Осенью 1958 года под капотом Peugeot 403 прописался второй двигатель, и это был дизель! Компания Peugeot стала второй в Европе компанией, предложившей дизельные двигатели на легковых моделях. Дизель Indenor 85 объемом 1816 см3 развивал 50 л.с., максимальная скорость машины составляла лишь 105 км/ч. Осенью 1959 года появился 3-дверный универсал грузоподъемностью 500 кг.

-19
Брошюра Peugeot 403
Брошюра Peugeot 403

После окончания выпуска модели 203 в 1960 году компания предложила покупателям более дешевую версию 403 – модификацию 403-7 с двигателем от 203 модели и упрощенным оснащением. Двигатель объемом 1290 см3 развивал 54 л.с., позволяя машине развивать скорость 125 км/ч.

Седан Peugeot 403 1960 г
Седан Peugeot 403 1960 г

Несмотря на дебют уже в 1960 году новой модели 404, пришедшей на смену 403, последняя продолжила выпускаться. В том же году мощность базового двигателя повысили до 65 л.с., а в 1961 году мощность дизеля выросла до 55 л.с. В 1961 году свернули выпуск кабриолетов, в 1962 году завершили производство универсалов и фургонов. В 1962 году исчезли клыки с бамперов, а решетка радиатора лишилась горизонтальной перемычки и стала в мелкую сеточку.

Седан Peugeot 403 1962 г
Седан Peugeot 403 1962 г
Брошюра Peugeot 403 1962 г
Брошюра Peugeot 403 1962 г

Седан продержался дольше – его собирали до конца 1966 года. А последними конвейер покинули пикапы весной 1967 года. Всего за 12 лет было собрано 1 196 958 Peugeot 403 всех модификаций, и это модель стала первым Peugeot, преодолевшим миллионную отметку. Из этого числа седанов выпустили 856 886, универсалов Familiale – 34 928, универсалов Commerciale – 112 601, кабриолетов – 2050, остальное приходится на грузовые модификации.

Седан и кабриолет Peugeot 403
Седан и кабриолет Peugeot 403
-25

По годам выпуск машин сначала рос – в 1955 году собрали 21 326 штук, в 1956 – 71 551, а в 1958 – уже 121 757 машин. После появления Peugeot 404 выпуск начал снижаться – в 1961 выпустили 78 296 машин, в 1964 – 53 371, в 1965 – 27 296 штук.

-26
Брошюра Peugeot 403
Брошюра Peugeot 403

К слову, Peugeot 403 выпускался не только во Франции, но и в Бельгии, Австралии, Аргентине, Новой Зеландии, Португалии, Ирландии, Нигерии, Малайзии, Филиппинах, Чили и Уругвае. Успех Peugeot 403 тем более внушителен, если учесть, что с 1890 до 1952 года был всего собран 1 000 000 автомобилей Peugeot.

Кабриолет Peugeot 403 1956-1961
Кабриолет Peugeot 403 1956-1961

Модель заслужила добрую славу благодаря своей надежности, неприхотливости, простоте обслуживания. Она пользовалась заслуженной любовью у таксистов и полицейских. Не исключено, что какие-то экземпляры до сих пор эксплуатируются на просторах Африки.

-29

Из интересных фактов можно вспомнить, что именно на Peugeot 403 Сabriolet разъезжал актер Питер Фальк в роли лейтенанта Коломбо в одноименном детективном сериале 1968-1978 годов.

Питер Фальк в роли лейтенанта Коломбо
Питер Фальк в роли лейтенанта Коломбо

Неплохо модель показала себя и в раллийных соревнованиях. Так, уже в 1955 году на Peugeot 403 было выиграно Ралли Финляндии и Ралли Марокко, машина достойно выступала на ралли Монте-Карло, финское Ралли Ханки выигрывалось в 1957, 1958 и 1959 годах, в 1957 году было выиграно Восточноафриканское Ралли Сафари, в 1956 году был выигран Австралийский тур.

Peugeot 403 на раллийной трассе
Peugeot 403 на раллийной трассе

Автор текста: Anderson1977