Производители пальмового масла в погоне за прибылью от экспорта увеличивали расходы для потребителей, создавая потенциальную головную боль для правительства.
Последние несколько месяцев были бурными для сектора пальмового масла Индонезии, кульминацией которого на прошлой неделе стал полный запрет на экспорт как сырого пальмового масла, так и продуктов его переработки, таких как растительное масло. Вплоть до самого конца Индонезия публиковала шквал неоднозначных сообщений, отказываясь от своего первоначального плана, заявляя, что экспорт сырого пальмового масла будет разрешен, прежде чем снова изменить решение в последнюю минуту.
Индонезия – крупнейший в мире поставщик пальмового масла, поэтому лишение мировых рынков этого товара станет большой проблемой. Это, среди прочего, повлияет на стоимость основных товаров, таких как растительное масло, в то время, когда цены на продукты питания уже поднимаются. Торговые партнеры будут недовольны. Так почему же Индонезия пошла на такой экстраординарный шаг?
Ответ прост: дело в ценах. По данным Индонезийской ассоциации пальмового масла, местное производство сырого пальмового масла в 2021 году сократилось по сравнению с 2020 годом, даже несмотря на рост мирового спроса. Когда спрос растет, а предложение падает или остается постоянным, при прочих равных условиях цены будут расти. Именно это и произошло. В апреле 2020 года тонна сырого пальмового масла из Индонезии стоила на европейском рынке около 545 долларов. Два года спустя эта сумма подскочила до 1700 долларов.
Это было хорошо для экспортеров и для бюджета Индонезии. Быстро растущий мировой спрос на сырьевые товары, которых в Индонезии в изобилии, например, уголь и пальмовое масло, обратил вспять постоянный дефицит текущих операций и поставил местную валюту – рупию в относительно прочное положение, поскольку Федеральная резервная система США начинает повышать процентные ставки в этом году. Это также способствовало увеличению доходов индонезийского минфина.
Но бурный рост экспортного рынка товаров представляет своего рода парадокс, потому что, хотя он приносит пользу экспортерам и бюджету, индонезийское правительство не хочет, чтобы внутренние потребители платили за эти товары мировую рыночную цену. Ключевым приоритетом для правительства является обеспечение того, чтобы цены на основные товары, такие как бензин, электричество, рис и растительное масло, оставались стабильными и доступными. Цены на некоторые виды бензина уже выросли (довольно скромно), и сейчас правительство особенно чувствительно к дальнейшему инфляционному давлению.
Проблема в том, что это создает дуэльные стимулы для ключевых игроков. Политические интересы государства в поддержании внутренних цен на низком уровне противоречат коммерческим интересам производителей и экспортеров пальмового масла, которые хотят продать как можно больше пальмового масла по самой высокой цене, которую поддержит рынок. Кто-то должен уступить, и правительство явно считает, что компании по производству пальмового масла, гоняющиеся за экспортной прибылью, отвлекают предложение от внутреннего рынка, где рентабельность ниже. Это привело к резкому росту цен на растительное масло, а в начале этого года широко сообщалось о его дефиците.
Чтобы снизить цену, правительство сначала попробовало некоторые нормативные меры, такие как экспортные квоты, обязательства внутреннего рынка и потолок цен на растительное масло. Были начаты расследования в отношении руководителей компаний и торговых чиновников. Но они были поспешными и запутанными. Они не смогли снизить цену достаточно быстро, и с приближением праздника Лебарана, когда миллионы людей собираются, чтобы отпраздновать окончание Рамадана, правительство сочло необходимым принять более решительные меры и, наконец, объявило полный запрет на экспорт.
Окажет ли это на самом деле желаемое (или какое-либо) влияние на цену растительного масла в Индонезии, почти не имеет значения, поскольку сомнительно, что запрет будет действовать долго. Более того, это должно послать сигнал о способности государства дисциплинировать рынки, когда это в национальных интересах. Это перекликается с действиями, предпринятыми ранее в этом году, когда был запрещен экспорт угля, чтобы обеспечить достаточное предложение для индонезийских электростанций по ценам ниже рыночных.
На данный момент Индонезия контролирует поставки такого сырья, как уголь и пальмовое масло, которые пользуются большим спросом, поэтому запрет на их экспорт – своего рода послание. Сигнал, что внутренний рынок необходимо снабжать в первую очередь и по доступным ценам, даже если это вынуждает экспортеров снизить прибыль, звучит громко и ясно.
Ничего не напоминает?
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм.