Найти в Дзене
Такое поведение

Необусловленное подкрепление. Метод, влияющий на поведение, который вы, возможно, используете, не осознавая этого

Оглавление

Поведение может быть:

  • желательное и нежелательное;
  • уместное и неуместное;
  • приемлемое и неприемлемое;
  • контекстуально обоснованное или нет;
  • и тд...

И в каждом случае демонстрации поведения есть какие-то предшествующие условия, которые побудили нас повести себя определённым образом и какое-то последствие, которое повлияет на то, как мы, скорее всего, поведём себя в будущем в подобных условиях.

В этой статье речь пойдёт, с одной стороны - об одном из методов коррекции нежелательного поведения, а с другой стороны - о том, как мы, сами того не осознавая, можем случайно снизить мотивацию своего ребёнка к обучению.

Тёмная сторона луны
Тёмная сторона луны

Метод коррекции

В своей статье "Если безобразие невозможно предотвратить, его нужно возглавить!" я затрагивала тему возможного решения поведенческих проблем, связанных с повышенным вниманием ребёнка к какому-либо процессу.

Если ещё не читали, ссылка на неё будет в конце статьи.

И в той же статье упомянула, что если речь идёт о навязчивом интересе, то придётся использовать дополнительные поведенческие методики.

Мне не приходилось со своим ребёнком решать проблему навязчивого интереса - это когда ребёнок многократно в течение дня ищет возможность совершить определённое действие, связанное с манипуляцией какими-то предметами. Но наслышана о таких случаях.

Необусловленное подкрепление (NCR) - это метод управления мотивационными условиями, при котором желанный стимул предъявляется с определённым интервалом вне зависимости от поведения клиента (ученика).

Делается это для того, чтобы создать эффект понижающих мотивационных условий для проблемного поведения.

Помните, как в Цветик-семицветик?

Когда игрушек становится слишком много, то они больше не нужны.

Игрушек слишком много
Игрушек слишком много

Только речь идёт не о том, чтобы предоставлять желаемое в слишком большом количестве, а о том, чтобы предоставлять его достаточно часто.

Подробно о влиянии мотивационных условий на поведение в статье "Мотивация - ключ к успеху", если ещё не видели, ссылка на неё будет в конце.

Используется этот метод для коррекции проблемного поведения, когда имеют место самоповреждающее, агрессивное поведение и прочие "радости жизни", которые неведомы большинству родителей.

Реальность

Какую же типичную ошибку могут совершать родители абсолютно всех детей?

Заключается эта ошибка в том, что стимулы с известными подкрепляющими свойствами изначально находятся у ребёнка в свободном доступе и на постоянной основе.

Например, игрушки, доступ к телевизору, доступ к лакомствам, и т.п.

К чему это в итоге приводит?

А приводит это:

  • во-первых, к снижению значимости этих стимулов для ребёнка, что ограничивает возможность их последующего использования для его мотивации к какой-либо деятельности.
  • во-вторых, с точки зрения ребёнка ставит взрослого в позицию злодея, который лишает возможности продолжать наслаждаться приятной деятельностью, а вместо этого выдвигает какие-то требования или отвлекает своими просьбами.

Согласитесь, это не то, что нам нужно.

Если кто-то из читателей убеждён в том, что главное во взаимоотношениях с ребёнком или подчинёнными - это сделать так, чтобы они боялись и подчинялись авторитету старшего, то скажу лишь то, что такая позиция достаточно ограничена.

То есть на кого-то такой подход может и подействовать, но, во-первых, далеко не на всех, а во-вторых, вы не получите максимально возможного результата от такого воздействия.

Буду исходить из того, что к наибольшему результату приводит взаимодействие, основанное на взаимном уважении.

Самый лучший способ добиться такого уважения к себе - это установить руководящий контроль.

Подробнее о том, что такое руководящий контроль в статье "А где руководство? - Руководит!", ссылка на неё будет в конце.

Вот мы и подошли к первому шагу установления руководящего контроля. Далее практически по Шрамму.

"Ваш ребёнок должен знать, что вы полностью контролируете все предметы, которые он хотел бы получить или с которыми он хотел бы поиграть, и только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении".

Как это лучше сделать, по шагам напишу в отдельной статье.

Статья про первый шаг уже готова:

Ссылки на упомянутые в тексте статьи:

Надеюсь, было полезно 👍

#ава-терапия #аутизм #дети #детское воспитание #семья и дети #воспитание и развитие #наука и жизнь