Поведение может быть:
- желательное и нежелательное;
- уместное и неуместное;
- приемлемое и неприемлемое;
- контекстуально обоснованное или нет;
- и тд...
И в каждом случае демонстрации поведения есть какие-то предшествующие условия, которые побудили нас повести себя определённым образом и какое-то последствие, которое повлияет на то, как мы, скорее всего, поведём себя в будущем в подобных условиях.
В этой статье речь пойдёт, с одной стороны - об одном из методов коррекции нежелательного поведения, а с другой стороны - о том, как мы, сами того не осознавая, можем случайно снизить мотивацию своего ребёнка к обучению.
Метод коррекции
В своей статье "Если безобразие невозможно предотвратить, его нужно возглавить!" я затрагивала тему возможного решения поведенческих проблем, связанных с повышенным вниманием ребёнка к какому-либо процессу.
Если ещё не читали, ссылка на неё будет в конце статьи.
И в той же статье упомянула, что если речь идёт о навязчивом интересе, то придётся использовать дополнительные поведенческие методики.
Мне не приходилось со своим ребёнком решать проблему навязчивого интереса - это когда ребёнок многократно в течение дня ищет возможность совершить определённое действие, связанное с манипуляцией какими-то предметами. Но наслышана о таких случаях.
Необусловленное подкрепление (NCR) - это метод управления мотивационными условиями, при котором желанный стимул предъявляется с определённым интервалом вне зависимости от поведения клиента (ученика).
Делается это для того, чтобы создать эффект понижающих мотивационных условий для проблемного поведения.
Помните, как в Цветик-семицветик?
Когда игрушек становится слишком много, то они больше не нужны.
Только речь идёт не о том, чтобы предоставлять желаемое в слишком большом количестве, а о том, чтобы предоставлять его достаточно часто.
Подробно о влиянии мотивационных условий на поведение в статье "Мотивация - ключ к успеху", если ещё не видели, ссылка на неё будет в конце.
Используется этот метод для коррекции проблемного поведения, когда имеют место самоповреждающее, агрессивное поведение и прочие "радости жизни", которые неведомы большинству родителей.
Реальность
Какую же типичную ошибку могут совершать родители абсолютно всех детей?
Заключается эта ошибка в том, что стимулы с известными подкрепляющими свойствами изначально находятся у ребёнка в свободном доступе и на постоянной основе.
Например, игрушки, доступ к телевизору, доступ к лакомствам, и т.п.
К чему это в итоге приводит?
А приводит это:
- во-первых, к снижению значимости этих стимулов для ребёнка, что ограничивает возможность их последующего использования для его мотивации к какой-либо деятельности.
- во-вторых, с точки зрения ребёнка ставит взрослого в позицию злодея, который лишает возможности продолжать наслаждаться приятной деятельностью, а вместо этого выдвигает какие-то требования или отвлекает своими просьбами.
Согласитесь, это не то, что нам нужно.
Если кто-то из читателей убеждён в том, что главное во взаимоотношениях с ребёнком или подчинёнными - это сделать так, чтобы они боялись и подчинялись авторитету старшего, то скажу лишь то, что такая позиция достаточно ограничена.
То есть на кого-то такой подход может и подействовать, но, во-первых, далеко не на всех, а во-вторых, вы не получите максимально возможного результата от такого воздействия.
Буду исходить из того, что к наибольшему результату приводит взаимодействие, основанное на взаимном уважении.
Самый лучший способ добиться такого уважения к себе - это установить руководящий контроль.
Подробнее о том, что такое руководящий контроль в статье "А где руководство? - Руководит!", ссылка на неё будет в конце.
Вот мы и подошли к первому шагу установления руководящего контроля. Далее практически по Шрамму.
"Ваш ребёнок должен знать, что вы полностью контролируете все предметы, которые он хотел бы получить или с которыми он хотел бы поиграть, и только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении".
Как это лучше сделать, по шагам напишу в отдельной статье.
Статья про первый шаг уже готова:
Ссылки на упомянутые в тексте статьи:
Надеюсь, было полезно 👍
#ава-терапия #аутизм #дети #детское воспитание #семья и дети #воспитание и развитие #наука и жизнь