Найти в Дзене

Перед «серыми» дилерами открыли шлагбаум, разрешив «параллельный» импорт

Правительство разрешало ввоз автомобилей даже без разрешения производителей. Так что демонстративный уход из России многих автодилеров, похоже, так и останется лишь демонстрацией.

Со вчерашнего дня начал действовать приказ Минпромторга № 1532 от 16 апреля 2022 г., который по сути, открыл заслон перед неофициальным импортом в Россию очень и очень многих групп товаров. Теперь в нашу страну можно ввозить эти товары даже тем импортерам, которые не имеют на то разрешения от фирмы-производителя (или правообладателя марки). Это означает, что любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе закупить за границей и ввезти в страну любой автомобиль из обширного списка, содержащего несколько десятков наименований марок. Естественно, с уплатой всех полагающихся таможенных и прочих пошлин, сборов и налогов. Ранее таким правом были наделены лишь официальные дилеры или импортеры иностранных автопроизводителей.

Хотя, если говорить откровенно, наше правительство наконец-то отодвинуло в сторону забор, которое само же зачем-то и установило когда-то давно. Речь идет о притянутых за уши подпункте 6 статьи 1359 Гражданского кодекса и статьи 1487, запрещавшие (как считалось ранее) ввозить и продавать на территории нашей страны те товары, на которые есть разрешение от правообладателя, всем остальным, не имеющим оного. То есть, ввозить может только официальный дилер/импортер — и никто другой.

Запрет откровенно дурацкий, идущий вразрез с антимонопольной политикой. Играет на руку производителю и его дилеру, так как позволят монопольно, вопреки законам свободного рынка, устанавливать выгодные им цены. Экономисты утверждают, что в других странах, считающихся экономически развитыми и свободными, ничего подобного не практикуется. Особенно когда идет речь о вторичной продаже.

Подразумевалось, что этот запрет действовал лишь на юридических лиц, а физические могли свободно ввозить штучные экземпляры автомобилей и без этого злополучного разрешения от производителя. Однако я лично знаю много случаев, когда таможенные органы после жалоб российских представительств некоторых слишком понтовых марок начинали требовать такое разрешение и от физических лиц, даже при ввозе бывших ранее в эксплуатации автомобилей.

Удивляет, что в списке, утвержденном приказом Минпромторга, нет мотоциклетных марок (за исключением BMW, Suzuki и Honda, которые, как известно, выпускают и автомобили, и мототехнику). Правда, раз мелькнула Kawasaki, которая и помимо мотоциклов много что делает.

Этот приказ снял запрет также на импорт запасных частей и комплектующих, в том числе шин.

Однако если смотреть на нынешнюю ситуацию внимательно, можно прийти к выводу, что вряд ли этот приказ сильно изменит ситуацию на автомобильном рынке страны. Да, конечно, «серые» дилеры активизируются, но везти автомобили они будут через третьи страны, в неизвестно какой комплектации (вполне возможно, что в тропической), а это приведет к удорожанию автомобиля и отсутствию дилерской гарантии на него. Конечно, найдутся люди, которые на это поведутся — некоторые на свой страх и риск, так как других альтернатив нет, а некоторые просто по незнанию. А вот ситуацию с запчастями это вполне может изменить в лучшую сторону.

Что ж, поживем — увидим, что в итоге из этого получится. И будем ждать отмены обязательной установки красной кнопки ГЛОНАСС на ввозимые «физиками» автомобили.