Найти тему

Как переубедить человека. Разбираем на примере.

Оглавление
Манипулировать людьми - плохо!
(с) Совесть.

Потребность в навыке переубеждения испытывают многие люди. Кому-то он необходим в профессиональной сфере, но, чаще всего, мы используем его для удовлетворения своих интересов в личной жизни.

Что интересно, все мы, ни один раз в жизни кого-то да переубеждали. Что еще более интересно - мы начали пользоваться этим навыком еще задолго до того, как научились читать и писать. Да-да, я про глубокое детство.

Когда ребенок хочет какую-то игрушку, но родители не хотят ему её покупать, начинается манипулирование с обоих сторон. Ребенок может начать плакать, используя "шантаж", а родитель, дабы прекратить неприятное поведение идёт ребенку на уступку.

Ребенок может начать убеждать родителя в необходимости приобретения этой игрушки для него, включая торг. Родитель, в свою очередь, то же самое применяет и к ребёнку: "Неделю моешь посуду - купим тебе игрушку".

Дети - превосходные манипуляторы. Им не нужно читать статьи и книги по психологии, чтобы уметь прекрасно манипулировать своими родителями. Но с наступлением взрослого возраста этот навык теряется, и одна из частых причин - убеждение о том, что это плохо, некрасиво, неэтично и т.д.

И получается противоречивая ситуация. Манипулировать другими - это плохо, низко. А вот уметь переубедить другого человека - полезное умение, подчеркивающее наличие высокого интеллекта и развитых социальных навыков. А есть ли разница?

Как переубедить человека в чём-либо.

Для примера возьмём убеждение из самого начала статьи. Манипулировать - это плохо.

Убеждение всегда опирается на какие-либо аргументы, приемлемые для человека с данным убеждением. На что может опираться убеждение про манипулирование?

  • "Манипулировать плохо, потому что это нечестно по отношению к другим".
  • "Манипулировать плохо, потому что манипуляции используют мошенники".
  • "Умный человек и без всяких манипуляций добьётся своего".
  • "Родители учили, что это плохо".

И так далее. Может быть, вы сможете придумать свои собственные аргументы тому, почему это плохо.

Далее, нам нужно поставить цель. Переубеждение не может быть бесцельно.

"Хочу, чтобы он думал, что манипулировать - хорошо" - изначально провальный план, ибо лишён конкретики. Вам то что с того, что оппонент будет так думать?

Переубеждение - это всегда разрушение прежнего убеждения и замена его новым. Нужно придумать альтернативное убеждение для оппонента, иначе, если м просто разрушим старое, не дав ничего в замен - человек вновь вернётся к старому убеждению, это лишь вопрос времени.

В данном примере зададим цель и альтернативное убеждение. Как вариант, цель может быть такая:

"Человек считает, что манипулировать - плохо и из-за этого упускает много возможностей, в добавок, не может руководить людьми и продвигать свои интересы".

Альтернативное убеждение:

"Умение манипулировать - полезный навык, который можно использовать во благо и себе, и другим".

-2

Стратегии переубеждения.

Стратегий существует достаточно много. Наиболее эффективных из них - порядка 20 штук. Разумеется, все их перечислять и описывать техники их работы в рамках одной статьи не представляется возможным. Я все-таки не книгу пишу (спойлер: пока что не пишу). Поэтому рассмотрим применение некоторых стратегий на данное "тестовое" убеждение.

Как я уже говорил, общая задача у этих стратегий - разрушение прежнего убеждения. Достигается оно через разрушение опор, на котором убеждение держится.

"Манипулировать плохо, потому что манипуляции используют мошенники".

  • А также те, кто с ними борется. Чтобы поймать преступника - нужно знать, как действует преступник. В любом случае, манипуляция - это лишь набор инструментов. Инструмент не может быть ни хорошим, ни плохим. Плохим или хорошим он становиться в руках того, кто его применяет и для каких целей.

Здесь используется склейка из двух стратегий. Первая - противопоставление. Мы противопоставляем "плохому" - "хорошее", не нарушая при этом контекст ситуации. Вторая стратегия - обобщение, обезличивание. Уходим от частного случая и обобщаем до глобального смысла, говоря о том, что сами по себе манипуляции не могут быть ни плохими, ни хорошими, а таковые оттенки приобретают в зависимости от контекста их применения.

"Умный человек и без всяких манипуляций добьётся своего".

  • "Умный человек и без всяких манипуляций добьётся своего".Если человек действительно умный, он всегда знает несколько стратегий достижения своей цели и выбирает наиболее эффективную из них. Отметать эффективные варианты достижения результата и при этом считать себя умным - значит явно переоценивать свои умственные способности.
  • Хорошо, как именно добьётся? Заявит о намерениях "в лоб"? Это и любой дурак сможет.

Здесь приведены примеры двух стратегий. В первом случае используем разрушение подмены. Оппонент пытался подменить понятие: умный = искренний. Мы ставим "точки над i", напоминая, что умный, значит обладающий всеми необходимыми знаниями и навыками, в данном случае.

Во втором случае используется дискредитация. Определяем самое слабое место в убеждении и дискредитируем его.

Практическое задание.

Предлагаю вам самостоятельно обработать оставшиеся два аргумента:

  • "Манипулировать плохо, потому что это нечестно по отношению к другим".
  • "Родители учили, что это плохо".

Напишите свои варианты контраргументации в комментариях. Возможно, у вас это получиться даже лучше, чем у меня.

Также поставьте лайк и подпишитесь на канал, для меня это важно!

Цикл статей по остальным стратегиям переубеждения будет опубликован на канале БОЕВАЯ ЛИНГВИСТИКА.