Друзья, хочу с вами поделиться статьёй из журнала «Декоративное искусство СССР» за 1962 год о творчестве Анны Александровны Лепорской (1 февраля 1900, Чернигов – 14 марта 1982, Ленинград).
Петров В. О творчестве Лепорской // Декоративное искусство СССР, 1962. – № 11. – С. 19–21.
Анна Александровна Лепорская – художник с многолетним и разносторонним опытом, со сложившимся в итоге длительных творческих исканий своеобразным художественным почерком. На выставках её произведения – фарфоровые сервизы и вазы – неизменно привлекают внимание зрителей, многие её модели внедрены в массовое производство на Ленинградском фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова.
Однако значение творчества А. Лепорской определяется не столько отдельными достижениями – как бы примечательны они ни были, – сколько той стройной и последовательной системой художественных принципов и идейно-эстетических воззрений, которая положена в его основу. Творческая интуиция художника опирается на твёрдую почву высокой профессиональной культуры.
Художественная деятельность А. Лепорской началась в 20-е годы, в своеобразный и сложный период формирования советской культуры. Она выступила вначале как живописец в группе молодых художников, объединившихся вокруг К. С. Малевича. Из системы этого художника, крайне противоречивой и во многом ошибочной, А. Лепорская вынесла обостренное понимание художественной выразительности формы, цвета, ритма, пропорций, пространственных отношений и интерес к конструированию бытовых предметов. Это помогло ей в дальнейшей работе в области декоративного искусства, которым она стала систематически заниматься с 30-х годов.
В ближайшем сотрудничестве с Н. М. Суетиным, который был главным художником советских павильонов на международных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), А. Лепорская оформила интерьеры и экспозиции стендов в залах советского искусства на обеих выставках. Позднее, в 1940 году, А. Лепорская оформила интерьер и экспозицию ленинградского зала в павильоне «Ленинград и Северо-Восток» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, а в годы Отечественной войны создала оформление партизанского музея в Ленинграде (1942–1943) и партизанского раздела Музея обороны Ленинграда (1944–1945).
В этой серии больших оформительских работ уже проявляются характерные черты дарования А. Лепорской. Создавая формы мебели, стендов, выставочных витрин, постаментов для скульптуры, рам для живописных панно, разрабатывая приёмы размещения разнообразного материала, составляющего экспозицию, А. Лепорская неизменно стремилась к архитектоническому единству и чётко продуманной ритмической организации пространства. В разрез с украшательскими тенденциями декоративного искусства тех лет А. Лепорская избегала показных эффектов и парадной импозантности. Величие содержания – успехи социалистического хозяйства и суровый героизм воинов-партизан – раскрывается не в гипертрофии декоративных мотивов, а выразительностью архитектурного и конструктивного решения. Эта работа А. Лепорской была высоко оценена общественностью, а командование фронта наградило художника партизанской медалью.
В предвоенные годы А. Лепорская начала работать в фарфоре. В одном из первых произведений – вазах «Триптих» (1940–1941) художница своеобразно перевоплощает в фарфор мотивы древнерусской деревянной архитектуры.
Здесь уместно указать на характернейшую особенность творческого мышления художницы, которую можно было бы определить как целеустремленность в постановке и решении художественных задач. Произведение возникает у А. Лепорской не в буре и хаосе внезапно сошедшего вдохновения, а в итоге обдуманно поставленного и внимательно проведенного эксперимента. Разумеется, не следует понимать сказанное в том смысле, что сухой теоретический расчёт преобладает над интуицией и творческим воображением мастера. Речь идёт лишь о сознательной дисциплине, которой А. Лепорская подчиняется в своих исканиях. В результате эксперимента рождаются новые ритмы, пропорции и пространственные отношения острой художественной выразительности.
Вслед за Суетиным А. Лепорская придаёт особенно большое значение пропорциям. По её убеждению, именно от пропорций подчас зависит эмоционально-образное звучание произведения декоративного искусства, и достаточно чуть-чуть изменить их, чтобы придать замыслу совершенно новый оттенок. Это решающее «чуть-чуть» нередко ускользает от теоретического расчёта и раскрывается лишь творческой интуицией.
В сокровищнице истории декоративного искусства многое близко А. Лепорской. Неизменный интерес вызывает у неё русское народное творчество, в частности народная керамика.
Вместе с тем повышенное внимание к архитектурному строению формы сближает творчество А. Лепорской с богатой и плодотворной традицией русского художественного фарфора эпохи классицизма.
Говоря об этих традициях, столь несхожих друг с другом, следует в первую очередь подчеркнуть их национальный характер. Специфически русское ощущение формы, столь отчётливо выраженное в работах А. Лепорской, вырастает на почве внимательного изучения многочисленных музейных образцов. Но, указав на традиции, мы ещё не характеризуем художника.
Черты её неповторимого своеобразия раскрываются не столько в использовании традиций, сколько в отношении к ним, в той внутренней перестройке, которой подвергаются в её творчестве все традиционные формы. Обращаясь к культуре прошлого, А. Лепорская руководствуется не стилизаторской тенденцией, воссоздающей те или иные готовые мотивы и излюбленные образцы, а сознательным стремлением понять закономерности искусства фарфора, проникнуть в принципы связи между материалом и формой, между декоративным решением и прикладной функцией и подчинить эти принципы новому, своему собственному эмоционально-образному содержанию.
В обширную серию работ в фарфоре, выполненных А. Лепорской после 1945 года на Ленинградском фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова, входят большие декоративные вазы с рельефами и скульптурой и маленькие, лаконично решённые вазочки для цветов, сервизы и приборы, а также многочисленные отдельные предметы обихода – сосуды для вина, квасники и молочные кувшины, блюда и тарелочки, туалетные флаконы и т. д. Разнообразие назначения предметов приводит художницу к разнообразию декоративных решений. Но при всей неистощимой изобретательности, подсказывающей ей нужную форму предмета, при всех различиях, которые существуют, например, между торжественной монументальной вазой «30-летие Великого Октября» и каким-нибудь набором туалетных флакончиков с их камерным изяществом и интимной прелестью, все произведения А. Лепорской объединены некоторыми общими принципами, образующими характерные особенности её стиля.
Важнейшие из этих особенностей исходят из обострённого архитектонического чутья, присущего А. Лепорской. Каждый из созданных ею предметов обладает тем качеством, которое трудно назвать иначе, как «построенностью». Речь идёт о строгой соразмерности частей, составляющих композицию, и чётко отграниченных друг от друга чистой и гармоничной линией.
Прямые и изогнутые поверхности чередуются в обдуманном ритме, пластические объёмы свободно развёртываются в пространстве. Основными средствами художественного выражения становятся линия контура и силуэт. Многие из работ А. Лепорской заметно выигрывают в белом фарфоре, без какой-либо росписи, всегда несколько отвлекающей внимание от архитектурного строения формы.
Названные признаки особенно типичны для сравнительно ранних работ А. Лепорской, отмеченных влиянием традиции русского классицизма. Характерным примером может служить сервиз «Амфорный» (1950–1953), принадлежащий к числу лучших достижений художника. Но искусство А. Лепорской не стоит на месте, она не довольствуется достигнутым.
Уже в работах, созданных около середины 50-х годов, можно заметить нарастание некоторых новых тенденций и одновременно признаки преодоления классической традиции. Ход общего развития советского декоративного искусства приводит А. Лепорскую к поискам остросовременных форм и новым средствам художественной выразительности.
Исчезает парадная торжественность, смягчается холодноватая строгость, которая была свойственна ранним произведениям А. Лепорской. Облик вещей становится интимнее и, хотелось бы сказать, лиричнее. Ощущение праздничности и парадности, неизменно характерное для всех работ художницы, проявляется теперь по-иному.
Не утрачивая прежних достижений, работы А. Лепорской обретают новые качества: объёмная форма становится пластичнее, контур – свободнее и гибче, силуэтные очертания освобождаются от суховатой графичности, а самый мотив, из которого возникает образный замысел, чаще сближается с живой органической формой растения.
Разумеется, здесь нет и намёка на натуралистическое воспроизведение форм природы. Но линии растут, изгибаются, устремляются вверх и падают, подобно тому, как это можно наблюдать у живого цветка, плода или древесного листа. На новом пути развития творчества А. Лепорской возникло уже немало примечательных достижений.
К их числу принадлежат декоративные вазы «Росток» (1959) и «Гладиолус» (1960),
кофейно-чайный сервиз «Капля» (1959), получивший высокую оценку в художественной критике, и сервиз «Ленинград» (1961), в текущем году удостоенный золотой медали на Международной выставке керамики в Праге.
Дарование Анны Александровны Лепорской вступило в полосу расцвета. Впереди новые поиски и новые удачи.
В продолжение темы могу предложить заметку: Кофейно-ликёрный сервиз Анны Лепорской – Гран-при выставки в Праге 1962 года
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив