Найти в Дзене

Пятая труба Апокалипсиса: пять месяцев мучений от саранчи из бездны (Откр.9:3-6)

Оглавление

.

.

И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека (Откр.9:3-5)

.

Так как ядовитая саранча, в которой воплощается «первое горе» от трех последних труб, появляется из дыма, а дым происходит из бездны, — воспринимать этот образ в качестве указания на некие очевидные для обычного человеческого взгляда процессы и материальные предметы (т.е. танки, вертолеты, дроны и т.д.) нет никаких оснований.

При этом «выходцам из бездны» не дано вредить ни «траве земной», ни «зелени», ни «деревьям»: весь вред, который способна причинить демоническая саранча, ограничен людьми, которые не имеют на челе спасительной Божественной печати, — так что с земными тварями такую саранчу можно соотнести лишь сравнительно.

А поскольку среди «десяти казней», поражавших землю Египта в событиях ветхозаветного Исхода и открывающихся во вселенском масштабе через семь труб книги Откровение, описано нашествие саранчи (которая поела всю зелень, уцелевшую от града, Исх.10:4-19, восьмая по счету «казнь египетская»), — нет сомнений, что «саранча из бездны» продолжает линию свидетельств, связывающих новозаветную реальность с пророческими образами, прорисованными в спасении народа Израиля от египетского рабства (ссылка очень важна).

Кроме того, с выходом из бездны «жалящей саранчи» связаны и другие прообразы, прямо или косвенно обозначенные в десяти «египетских казнях». Так, например, нашествия на землю фараона мошек (третья «казнь египетская») и песьих мух (четвертая «казнь египетская») подобны саранче новозаветных времен и несметным количеством, — и тем обстоятельством, что страдали от их укусов не «растения», а люди. Причем воздействие «египетских» мошек и мух, как и воздействие «саранчи из бездны», было мучительным, но не смертельным (сравн. – «…дано ей не убивать их, а только мучить», Откр.9:5), — а народ Израиля вообще не испытал их болезненных укусов (Исх.8:22-23, сравн. – «…только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих», Откр.9:4).

Более того, воздействие «саранчи» связано определенным подобием и с шестой «казнью египетской», включающим в себя не только одинаковые последствия поражения, в результате чего на людях и на скоте открывались язвы (что в образном смысле есть свидетельство внутренней нечистоты, сравн. – Лев.13). — но и то существенное обстоятельство, что появлению саранчи предшествует дым, подобный «ветхозаветному» дыму, выброшенному из «египетской» печи (сравн.– «…как дым из большой печи», Откр.9:2, «взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта», Втор.4:20), сравн.:

И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской. Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте (Исх.9:8-10)

.

А с учетом того, что девятой «казнью египетской» была опустившаяся на землю фараона «осязаемая тьма» (Исх.10:21-23, сравн. – «…и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя», Откр.9:2), — получается, что в нашествии «саранчи из бездны» исполняются образы не одной, и не двух, а как минимум пяти «египетских казней» времен ветхозаветного Исхода.

При этом превращение вод в кровь и поражение поднебесных источников (что соответствует первой казни египетской) произошло при второй и третьей трубе (Откр.8:8-11), а огненный град (т.е. седьмая казнь египетская, «и был град и огонь между градом...», Исх.9:18-35) поразил землю еще при первой трубе (Откр.8:7), — так что в пяти уже прозвучавших небесных трубах не открылись в полной мере только три из десяти ветхозаветных «казней», а именно нашествие на землю жаб (вторая «казнь египетская», Исх.8:1-14), моровая язва скота (пятая «казнь египетская», Исх.9:1-7) и умерщвление всех египетских первенцев (последняя, десятая «казнь египетская», Исх.12:12-15).

(Воплощение этих бедствий во вселенском масштабе будет представлено в книге Откровение чуть позже)

Тем не менее, и семи явленных под пятью трубами «египетских» образов вполне достаточно для утверждения, что события «семи труб Апокалипсиса» представляют ветхий мир «царством фараона», который всеми силами пытается удерживать народ Божий в узах греховного рабства, — и, как и в ветхозаветные времена, подвергается целой череде весьма болезненных, но пока не смертельных наказаний, которые никак не затрагивают Новозаветную Церковь (т.е. все происходит в точности так, как и при выходе из Египта).

(Здесь можно отметить, что если бы события семи труб были буквальными, — при появлении «саранчи» не имело бы смысла упоминание «травы», которой она «не вредит», т.к. вся трава без остатка сгорела при первой трубе.

Конечно, аргумент, что буквальная трава растет быстро, и к моменту появления саранчи способна вырасти «заново», также имеет право на существование. Однако если «сгоревшая трава» была буквальной, — очевидно, что и «кровавый град», выжигающий только траву и треть буквальных деревьев, должен был быть «огненным», но «безопасным» для городов, людей и т.д., см. соответствующую публикацию)

Весьма знаменательным выглядит и то обстоятельство, что начиная с пятой трубы все приходящие в мир бедствия касаются не «среды обитания» (т.е. земли, моря, рек и источников, травы и деревьев, небесных светил и т.д.), но исключительно людей, пребывающих в неверии, то есть прямо исполняют весть «горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов», возвещенную в главе 8 Ангелом-Орлом, летящим «посреди неба» (Откр.8:13).

Что касается сути явления в мир несметного полчища, происходящего из глубин бездны, — большинство православных богословов согласны в том, что в этом образе прорисованы силы бесовские, направляемые диаволом на брань против рода человеческого. Соответственно, и мучения, связанные с укусами «демонической саранчи», не случайно уподобляются укусу ядовитого скорпиона, то есть представляются намного более болезненными, чем «ветхозаветные» страдания от «буквальных» мошек и мух.

Другими словами, «воинство саранчи» есть те самые «духи злобы поднебесной» (Еф.6:12), «помрачающие солнце» и способные мгновенно перемещаться на самые дальние расстояния, которым, как и обычной саранче, «несть числа» (сравн. – Мк.5:9), — но которые заняты не «поеданием зелени», а причинением мучений и страданий человеческой душе (т.е. нанесением внутренних язв, удерживающих человека в узах неверия и богоборчества).

Свт. Андрей Кесарийский:

Нельзя также сомневаться относительно множества бесов, о которых и святые говорят, что ими переполнен воздух

.

(При этом нельзя не отметить, что современное информационное пространство просто переполнено толкованиями, где появление «саранчи из бездны» представляется делом будущего, а самой «саранче» ставится в соответствие буквально что угодно в зависимости от того, насколько развитым воображением наделен автор «толкования».

Подобным «фантазийным» версиям была посвящена отдельная публикация)

.

...............................................................................................................................................

.

В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Откр.9:6)

.

В том, что творит в поднебесном пространстве демоническая саранча, она уподобляется скорпионам, укус которых чрезвычайно болезненный, но в обычных условиях далеко не смертельный.

Однако если представить и осознать, что подобные укусы происходят непрерывно (сравн. – Иак.4:1-2), и в каждый следующий момент порождают все новые и новые душевные страдания, — подобные внутренние боли способны довести людей, которые не в силах «отогнать от себя демонов» (проф. Лопухин), до крайней степени уныния и отчаяния, сравн.:

И будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от этого злого племени во всех местах, куда Я изгоню их, говорит Господь Саваоф (Иер.8:3)

.

Свт. Андрей Кесарийский:

«И взыщут человецы смерти». Это указывает на мучительность страданий, ибо призывать смерть свойственно находящимся в скорбях. А что она «не приходит» при всем их желании, то этим свидетельствуется, что она зависит от воли Божией, которая считает удобным чрез горечь посылаемых людям бедствий сделать для них ненавистным самую причину этих бедствий – грех

.

С другой стороны, спасение для страдающих от мучительных укусов все новозаветные времена остается открытым, и находится буквально рядом с ними, — ведь это спасение заключается в той Божественной печати, которой отмечаются возненавидевшие грех и вставшие на путь покаяния, и которая, будучи «наложенной на чело», надежно защищает человека и от бесовских искушений, и от того «душевного яда», которым пропитаны жала «саранчи из бездны» (сравн. – Иез.9:3-4).

Более того, у людей Божьих есть власть над подобными «вредителями», — так что христиане, побеждающие собственный грех, в силах не просто проходить сквозь несметные полчища «ядовитой саранчи» невредимыми, но и наступать на них в любое время и в любом месте (Ин.8:34, Рим.6:6-23, Евр.12:1-3 и т.д.):

Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк.10:17-20)

.

Что касается срока в «пять месяцев», которым ограничено воздействие «жалящей саранчи», — этот срок требует отдельного рассмотрения и будет подробно обсуждаться в дальнейших публикациях.

.

...............................................................................................................................................

«Карты времён» Св. Писания и книги Откровение | Новозаветные смыслы Апокалипсиса | Дзен

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Пятая труба Апокалипсиса: почему у саранчи «хвосты скорпионов», человеческие лица и львиные зубы? (Откр.9:7-12)

Предыдущая статья: Пятая труба Апокалипсиса: падшая звезда и дым из кладезя бездны (Откр.9:1-2)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы, Откр.9:3 #И сказано было ей, чтобы не делала вреда никакой зелени, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих, Откр.9:4 #И дано саранче не убивать, а только мучить пять месяцев, Откр.9:5 #В те дни люди будут искать смерти; пожелают умереть, но смерть убежит от них, Откр.9:6