Адаптация в детском саду.
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в данном случае это привыкание ребенка к детскому саду.
Детский сад для ребенка является новым и неизвестным пространством. Придя в незнакомую обстановку, ребёнок попадает состояние сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации.
Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному.
Различают 4 степени адаптационного процесса.
1. Легкая адаптация. С первых дней ребенок с удовольствием идет в сад. Он активен, хорошо ладит со сверстниками, слушается воспитателя и умеет самостоятельно занимать себя. Продолжительность адаптации проходит 1-2 недели.
2. Средняя адаптация. Эмоциональное состояние ребенка приходит в норму медленнее. Он испытывает расстройство только в первые минуты после расставания с родителями, затем быстро включается в игру. Продолжительность адаптации проходит 3-4 недели.
3. Тяжелая адаптация. Ребёнок никак не может привыкнуть к атмосфере детского сада. Некоторые дети проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Из-за такого стресса они часто болеют. Продолжительность адаптации проходит 2-4 месяцев.
4. Очень тяжелая адаптация. Самая сложная степень адаптации ребенка в детском саду. Ребенок может перенести несколько заболеваний, протекающих с осложнениями. В таком случае встает вопрос, а стоит ли вообще ребенку ходить в детский сад? Может он «несадовский» ребенок?
Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду?
Один из самых важных моментов – это дать ребенку как можно больше самостоятельности в разных сферах его жизни. Чем больше ребенок будет уметь делать, тем легче будет ему в саду.
- Самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя бы частично. Чтоб ему не пришлось сидеть и ждать, пока его оденут.
- Самостоятельно есть. Пользоваться столовыми приборами.
- Умение просится и ходить в туалет. Следует избавиться от подгузников.
- Взаимодействовать с детьми и со взрослыми. Никого не бояться, не обижать, уметь договариваться на простом уровне.
- Воспринимать разную пищу. Ребенку трудно привыкнуть к детсадовской пище, если он привык питаться только едой пюреобразной консистенции.
Что должны знать родители?
- Заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день.
- В первые дни ребенок должен прибывать в группе не более 2-3 часов.
- Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
- Избавьтесь от долгих прощаний и объятий.
- В выходные дни старайтесь следовать режиму детского сда в приеме пищи и дневного сна.
- Одевайте малыша по сезону. Обувь и одежда не должны создавать для него трудностей.
- Забирая ребенка из детского сада, больше общайтесь с ним, акцентируйте его внимание на положительных воспоминаниях.
Что не должны делать родители в адаптационный период.
- Резкое погружение в жизнь детского сада (сразу на полный день).
- Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.
- Приводить больного ребёнка в детский сад.
- Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.
- Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.
- Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.
- Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить до вечера.
- Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского сада.
Как понять, что адаптация закончилась благополучно.
Если вашему ребенку психологически комфортно, он играет, ест, спит, радостно и много говорит о детском саде, без проблем и истерик собирается туда, у него появилось много друзей в детском саду – значит, адаптация закончилась успешно. Залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка ребенка, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.