Незаконнорожденная девочка, плод любви властного и жестокого герцога Миланского Галеаццо Мария Сфорца и прекрасной горожанки Лукреции Ландриани переняла от отца железный характер, незаурядный ум и несокрушимую волю, а от матери – миловидность и изящество.
Воспитывалась Катерина, как и другие внебрачные дети любвеобильного Галеаццо, при дворе отца и его жены Боны Савойской вместе с законными наследниками.
Начало истории:
После гибели отца от рук заговорщиков приложила свою властную руку к воспитанию внучки мать Галеаццо – умная, волевая, авторитарная Бьянка Мария Висконти.
Бабка Катерины была женщиной не промах: уже в 17 лет стала регентом, впоследствии, в связи с болезнью мужа, взяла на себя управление миланским герцогством и удержала его от развала. Супруга герцога Франческо Сфорца славилась амбициозностью, решительностью и мастерством в искусстве дипломатии. Именно этой премудрости, а ещё искусству ведения войны, обучала Бьянка Мария самого одарённого ребёнка из многочисленных законных и внебрачных детей своего сына – дочь Катерину.
Итак, в 25 лет Катерина – мать шестерых детей и вдова племянника папы Сикста IV – Джироламо Риарио делла Ровере, убитого у неё на глазах. Жестоко отомстив за гибель мужа, Катерина не тратила время на бесплодные сожаления и скорбь: кровожадная Тигрица влюбилась!
19-летний Джакомо Фео был недостаточно знатен – всего лишь смотритель замка Равальдино в Форли, – но очень красив. Венчание происходило тайно, поскольку графиня Сфорца не желала обращать внимание общества на неравный брак.
Увы, второго супруга постигла та же участь, что и Джироламо Риарио: в 1495 году заговорщики зарезали Джакомо на глазах жены. Видимо, они не были наслышаны о её устрашающей славе, иначе сочли за лучшее воздержаться от столь неосмотрительного шага (по слухам, убийство заказали сыновья Катерины, недовольные безраздельным влиянием, которое имел Джакомо Фео на их мать).
В ту же ночь, заручившись поддержкой слуг и сторонников, Катерина повелела оцепить квартал, где жили убийцы, и уничтожить всех, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей – никого, кто был бы связан с виновными хотя бы отдалёнными узами родства. По свидетельству Макиавелли, графиня, бесстрастно восседая в седле, следила, чтобы её приказ был выполнен неукоснительно.
Неудивительно, что такая женщина не побоялась вступить в схватку с самим Чезаре (Цезарем) Борджиа, печально известным прежде всего как отравитель и организатор убийств.
Сына кардинала Родриго ди Борджиа (позднее ставшего папой Александром VI) и простолюдинки Ваноцци деи Каттанеи называли красой и надеждой рода Борджиа: обладая выдающимся умом и блестящими способностями, в 15 лет Чезаре Борджиа изучал тонкости теологии, ораторского мастерства и канонического права в университете Перуджи, а затем в Пизе, и его диссертация по юриспруденции признана одной из лучших, написанных в 80-е годы XV столетия.
В 16-летнем возрасте Чезаре занимал должность администратора архиепископства Валенсии, имел доход с нескольких монастырей, а вскоре был возведён в кардиналы-дьяконы и получил в дар несколько епархий.
Честолюбивый, высокомерный, дерзкий, безжалостный, притязающий на герцогский титул своего отца и взявший тон коронованных особ, Чезаре Борджиа не видел препятствий в достижении самых амбициозных целей. Одной из них являлось создание единого церковного государства из разрозненных княжеств Папской области, а первым пунктом в реализации этого плана стало завоевание Имолы и Форли, которыми от имени своего малолетнего сына Оттавиано Риарио правила Катерина Сфорца.
Катерина, на тот момент уже мать восьмерых детей, отправила их во Флоренцию и начала готовиться к войне. Она лично вербовала и обучала солдат, а также занималась заготовкой припасов и оружия. К началу военной кампании крепость Равальдино стала неприступной.
Поскольку Имола в ноябре 1499 года сдалась на милость победителя, Катерина задала прямой вопрос жителям Форли: готовы ли они держать осаду, или предпочитают сложить оружие? Почувствовав нотки сомнения и колебаний в сердцах и умах своих подданных, графиня освободила их от присяги верности и заперлась в своей твердыне Рокка-ди-Равальдино.
Беспримерное мужество и стальная воля женщины, в одиночку державшей осаду против объединённого войска французов и папской армии вызвала искреннее восхищение ею по всей Италии. Графиня Сфорца отвергала все предложения мира со стороны захватчиков, и в конце концов Чезаре Борджиа даже объявил награду в 10000 дукатов за Катерину Сфорца живую или мёртвую. Он сам едва не попал в плен к бесстрашной защитнице крепости, когда подошёл к Равальдино слишком близко.
Читайте также:👸
Цитадель пала 12 января 1500 года после ожесточённых боёв, принесших большие потери обеим сторонам. Говорят, Катерина бесстрашно сражалась в кровавой решающей битве: «Она внушала страх воинам, конным или пешим, ибо с оружием в руках она была сильна и жестока».
Катерина Сфорца попала в плен, была доставлена в Рим и помещена под стражу в Ватикане. Даже теперь воля храброй воительницы не была сломлена, и она попыталась бежать. Графиню Сфорца заточили в замок Святого Ангела, а папа Римский Александр VI обвинил её в покушении на свою жизнь и лишил всех владений.
Только заступничество французов подарило мятежной графине свободу, и она смогла воссоединиться со своими детьми во Флоренции. Красота и молодость были безвозвратно потеряны, но воля и ум остались несломленными.
После смерти папы Александра VI в 1503 году Чезаре Борджиа утратил власть и влияние, и Катерина, жившая в крайне стеснённом положении на вилле третьего супруга, итальянского аристократа Джованни иль Пополано де Медичи, скончавшегося от подагры в 30 лет, попыталась вернуть себе былое могущество. Папа Юлий II отнёсся к прошению графини благосклонно и был готов восстановить её сына Оттавиано Риарио в правах владения Имолой и Форли, но жители обоих городов воспротивились возвращению семейства.
Остаток жизни Катерина Сфорца провела в уединении, посвятив свои дни алхимии и заботе о детях и внуках.
Сердце, не ведавшее страха и не знавшее жалости, остановилось 28 мая 1509 года. Так в возрасте 46 лет покинула земную юдоль одна из самых знаменитых женщин итальянского Возрождения – легендарная рыжая «Львица Романьи», беспощадная «Тигрица из Форли».
Её сын от брака с Джованни де Медичи – тоже Джованни, известный как Джованни делле Банде Нере (Giovanni delle Bande Nere de’Medici, букв. «Джованни с чёрными полосами на гербе») стал последним из великих итальянских кондотьеров и отцом Козимо I, Великого герцога Тосканы.
Внучка Козимо I Мария де Медичи через брак с Генрихом IV Бурбоном породнилась с прославленным французским королевским домом. После смерти супруга, будучи регентшей при своём сыне Людовике XIII, правила Францией до его совершеннолетия.
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.