Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Амалия Крюденер: шеф жандармов потерял от неё голову, а Тютчев безответно любил. «Галерея красавиц» Людвига I Баварского

Оглавление

Красота – бесценный дар. Но для одних из наших героинь она стала проклятием, а другим послужила безупречной оправой, в которой сверкала ярчайшей звездой жизнь, полная побед и блеска.

Обстоятельства рождения несравненной светской красавицы Амалии Крюденер овеяно слухами и тайнами. Девочка, плод незаконной любви, родилась от внебрачной связи княгини Терезы Турн-унд-Таксис и баварского дипломата графа Максимилиана-Эммануэля фон Лерхенфельда.

Тереза, урождённая герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, была молода и очаровательна, но Карл Александр, 5-й князь Турн-унд-Таксис интересовался охотой больше, чем женой. Возможно, именно его равнодушие бросило молодую женщину, на тот момент уже мать семерых детей, трое из которых умерли в раннем детском возрасте, в объятия посланника баварского двора. Амалия, появившаяся на свет в 1808 году, была записана в регенсбургском реестре рождённых как «Амалия Штаргардская» (Amalie Stargard).

Тереза Турн-унд-Таксис и Максимилиан фон Лерхенфельд, родители Амалии
Тереза Турн-унд-Таксис и Максимилиан фон Лерхенфельд, родители Амалии

Злые языки утверждали, что Амалия рождена от связи Терезы с королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом III – мужем её родной сестры Луизы Августы Вильгельмины Амалии Мекленбургской. Поскольку Шарлотта, одна из дочерей Луизы Августы и Фридриха Вильгельма, вышла замуж за родного брата императора Александра I – великого князя Николая Павловича – и впоследствии была коронована как императрица российская Александра Фёдоровна, Амалия приходилась Самодержице Всероссийской двоюродной, а возможно, и единокровной сестрой.

Детство Амели прошло в доме отца Максимилиана Лерхенфельда, который дал ей свою фамилию, взял в семью и воспитывал наравне с законнорождённым сыном Густавом в родовом имении Кёферинг. Отец обожал девочку – уже тогда очаровательная кроха привыкла, что любой её каприз исполняется по малейшему движению маленькой ручки, а желания предугадываются по взмаху ресниц.

Будущая жемчужина высшего света не избежала участи многих юных барышень, родители которых брали в свои руки матримониальные дела детей: в шестнадцать лет была выдана замуж за барона Александра Сергеевича Крюденера (или Криденера, как произносили его фамилию на русский манер) – «старого и неприятного», годившегося девушке в отцы. Однако этот брак, а также покровительство императрицы Александры Фёдоровны послужили триумфу Амалии Крюденер при дворе Николая I.

Императрица Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, кузина или единокровная сестра Амалии Лерхенфельд) и царь Николай I
Императрица Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, кузина или единокровная сестра Амалии Лерхенфельд) и царь Николай I

Гордая, царственная, как будто несколько отстранённая, всегда немного «над» гладью обыденности, баронесса фон Крюденер поражала редкой, безупречной, ослепительной красотой, особенным шармом, изысканностью и имела ошеломительный успех. Неслучайно язвительный, саркастичный поэт Генрих Гейне, беспощадно и метко пронзивший своим едким пером баварского короля Людвига I, восхищался прекрасной аристократкой, называя её «Божественной Амалией» и «сестрой Венеры Медицейской». Не избежали колдовских чар великосветской дивы русский историк Александр Иванович Тургенев, военачальник, генерал от кавалерии, всесильный шеф жандармов граф Бенкендорф, русский поэт, князь Пётр Андреевич Вяземский, известный ценитель женской красоты Александр Сергеевич Пушкин и даже сам император Николай I.

Из воспоминаний великой княжны Ольги Николаевны Романовой, дочери Николая I и императрицы Александры Фёдоровны: «Служба Бенкендорфа очень страдала от влияния, которое на него оказывала Амели. Как во всех запоздалых увлечениях, было в нём много трагического. Она пользовалась его деньгами, его связями, где и как только ей это казалось выгодным, а он и не замечал этого. Странная женщина! Под добродушной внешностью и прелестной, часто забавной натурой, скрывалась хитрость самого высокого порядка»
Из воспоминаний великой княжны Ольги Николаевны Романовой, дочери Николая I и императрицы Александры Фёдоровны: «Служба Бенкендорфа очень страдала от влияния, которое на него оказывала Амели. Как во всех запоздалых увлечениях, было в нём много трагического. Она пользовалась его деньгами, его связями, где и как только ей это казалось выгодным, а он и не замечал этого. Странная женщина! Под добродушной внешностью и прелестной, часто забавной натурой, скрывалась хитрость самого высокого порядка»

Что же касается драматической истории безответного чувства Фёдора Тютчева к Амалии Лерхенфельд, то надо отметить, что поэт вообще был несчастлив в любви. Существует так называемый «любовно-трагедийный цикл» стихотворений, посвящённых Фёдором Ивановичем его многолетней возлюбленной Елене Денисьевой, которая обожала Тютчева – женатого мужчину старше неё на четверть века – беззаветно, стала матерью троих его внебрачных детей и скончалась от туберкулёза в возрасте 38 лет, оставив Фёдора Ивановича в неутешном горе. Да и первую жену он потерял очень рано и, говорят, поседел за несколько часов, проведя ночь у гроба покойной супруги.

Фёдор Тютчев
Фёдор Тютчев

Но это случилось гораздо позже, а пока Тютчев – юноша лет 19-ти, восторженный и полный романтических грёз. Если уж маститые государственные мужи, рафинированные аристократы и прожжённые волокиты не могли устоять перед очарованием пленительной Амалии, то что оставалось неопытному юноше? Он влюбился безоглядно, хотя чувство не встретило взаимности – вернее, скромный дворянин, только начавший дипломатическую карьеру, получил решительный отказ от отца, мечтавшего о блестящей партии для дочери. Однако именно Амалии Крюденер мы обязаны появлению стихотворения «Я помню время золотое…»

«Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, –
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой…»
«Она была красива, с цветущим лицом и постановом головы, напоминавшим великую княгиню Елену Павловну, (супругу великого князя Михаила Павловича, брата императора Николая I) а правильностью черт – мама ( императрица Александра Федоровна). Из мемуаров «Сон юности» великой княжны Ольги Николаевны Романовой, изданных в Париже в 1923 году
«Она была красива, с цветущим лицом и постановом головы, напоминавшим великую княгиню Елену Павловну, (супругу великого князя Михаила Павловича, брата императора Николая I) а правильностью черт – мама ( императрица Александра Федоровна). Из мемуаров «Сон юности» великой княжны Ольги Николаевны Романовой, изданных в Париже в 1923 году

В 1826–1827, а затем в 1834–1835 годах Александр Сергеевич Крюденер являлся поверенным в делах русского посольства в Мюнхене, и Тютчев проживал недалеко от дома четы Крюденер. Амалия кружилась в вихре балов, светских приёмов, раутов, домашних спектаклей и вечерних чтений – молодая жена престарелого дипломата прекрасно декламировала. Она наслаждалась успехом, купалась в обожании, окутанная дымкой романтических тайн, великосветских дуэлей, признаний, сделанных вполголоса в амбразуре окна; нежилась в блеске драгоценностей и сама сверкала как бриллиант.

Вероятно, именно тогда Амалия фон Крюденер была представлена ко двору Людвига I Баварского, а он, по традиции, заказал портрет пленительной царицы балов Йозефу Карлу Штилеру.

Йозеф Карл Штилер. «Портрет Амалии фон Крюденер (Amalie von Krüdener)», 1827. Дворцово-парковый комплекс Нимфенбург, Мюнхен, Бавария. «Вчера Крюднерша была очень мила, бела, плечиста. Весь вечер пела с Вильегорским немецкие штучки. Голос ее очень хорош». Из дневниковых записей Петра Андреевича Вяземского – поэта, литературного критика, публициста, мемуариста, историка. 1836 год
Йозеф Карл Штилер. «Портрет Амалии фон Крюденер (Amalie von Krüdener)», 1827. Дворцово-парковый комплекс Нимфенбург, Мюнхен, Бавария. «Вчера Крюднерша была очень мила, бела, плечиста. Весь вечер пела с Вильегорским немецкие штучки. Голос ее очень хорош». Из дневниковых записей Петра Андреевича Вяземского – поэта, литературного критика, публициста, мемуариста, историка. 1836 год

В 1836 году барон Крюденер, сопровождаемый супругой, выехал в Петербург, вызванный в дипломатическую миссию. В этот период литературный салон баронессы посетил Пушкин и был совершенно покорён магическим очарованием божественно-недосягаемой чаровницы Амалии. Вяземский, сам не на шутку увлекшийся ею, писал к жене 25 июля 1836 года: «Вчера был вечер у Фикельмонов. Было довольно вяло. Один Пушкин palpitoit de l`interet du moment (трепетал от вспыхнувшего интереса – фр.), краснея взглядывал на Крюднершу и несколько увивался вокруг неё».

Пользуясь представившейся возможностью, Амалия Максимилиановна через князя Ивана Гагарина передала Пушкину для публикации в журнале «Современник» двадцать четыре стихотворения Тютчева: так Фёдор Иванович, до 1844 года постоянно проживавший за границей, стал известен на родине как поэт.

На самом деле Фёдор Тютчев передал Амалии даже не собрание стихов, а кипу разрозненных листков, исписанных с обоих сторон, сопроводив их письмом к Гагарину: «Вы просили меня прислать вам мой бумажный хлам. Ловлю вас на слове. Пользуюсь случаем, чтобы от него избавиться. Делайте с ним все, что вам вздумается. Я питаю отвращение к старой исписанной бумаге, особливо исписанной мной». Ипполит Рехберг. Портрет Фёдора Ивановича Тютчева, 1838
На самом деле Фёдор Тютчев передал Амалии даже не собрание стихов, а кипу разрозненных листков, исписанных с обоих сторон, сопроводив их письмом к Гагарину: «Вы просили меня прислать вам мой бумажный хлам. Ловлю вас на слове. Пользуюсь случаем, чтобы от него избавиться. Делайте с ним все, что вам вздумается. Я питаю отвращение к старой исписанной бумаге, особливо исписанной мной». Ипполит Рехберг. Портрет Фёдора Ивановича Тютчева, 1838

Баронесса фон Крюденер повторила путь своей матери: в 40 лет родила внебрачного ребёнка от сына министра русского двора Владимира Фёдоровича Адлерберга – Николая Владимировича, которому на тот момент было 29. После смерти фон Крюденера в 1852 году она вышла замуж за своего избранника, и этот брак оказался крепким и счастливым. Николай Адлерберг – богато одарённый, блестяще образованный – сделал успешную военную карьеру, став впоследствии генерал-адъютантом, генералом от инфантерии и Финляндским генерал-губернатором. Положением, умом, статью он ни в чём не уступал амбициозной супруге, которая привыкла подчинять окружающих своей воле и прихотям.

Алексей Покровский. Портрет Николая Владимировича Адлерберга, 1840–1841
Алексей Покровский. Портрет Николая Владимировича Адлерберга, 1840–1841

Амалия Адлерберг после назначения мужа генерал-губернатором Финляндии поставила дом на широкую ногу, сделав это со свойственным ей размахом, блеском и апломбом. Не привыкшее к подобному шику местное скромное общество обсуждало балы, вечера, партии в карты и «five o`clocks», которые задавала графиня. Списки приглашённых составлялись по табели о рангах, и за столом собиралось исключительно избранное общество.

Читайте также:🏡

Во время Крымской войны графиня Амалия, не тратя время на бюрократические формальности, на собственные средства открыла приют для 14-ти детей-сирот, привезённых из осаждённого Севастополя в Симферополь, а в Финляндии энергично взялась за создание католической общины.

Амалия Максимилиановна Адлерберг в 1865 году
Амалия Максимилиановна Адлерберг в 1865 году

Фёдору Ивановичу Тютчеву суждено было вновь увидеться со своей музой в 1870 году на водах в Карлсбаде, где поэт, которого подкосила смерть возлюбленной – Елены Александровны Денисьевой – и скоропостижная смерть двоих их общих детей, поправлял своё пошатнувшееся здоровье. Он пролил столько горьких слёз, был погружён в отчаяние и, казалось, ничто земное, светлое, радостное не способно тронуть израненное сердце. Поэт был потрясён, увидев свою любовь, которая совсем не изменилась за годы разлуки: та же царственная посадка гордой головы, те же прекрасные волосы, которых не коснулась седина. Чувство, отголоски которого Тютчев пронёс через всю жизнь, снова встрепенулось в его душе, согрело и осветило тёмные холодные уголки её и вылилось в строки, ставшие вершиной любовной лирики поэта. Это стихотворение впоследствии было положено на музыку Д. Л. Малашкина, а романс, ставший особенно известным в исполнении Ивана Семёновича Козловского, ныне на слуху у каждого.

Фёдор Иванович Тютчев. Портрет работы Степана Фёдоровича Александровского, 1876. «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй». Из письма Тютчева дочери
Фёдор Иванович Тютчев. Портрет работы Степана Фёдоровича Александровского, 1876. «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй». Из письма Тютчева дочери

В 1873 году с Тютчевым случился апоплексический удар. Развившийся вследствие инсульта паралич сковал всю левую половину тела, и Фёдор Иванович оказался прикованным к постели. Графиня Адлерберг приехала в Царское Село, чтобы проститься со своим другом юности. Немощный телом, но живой духом, поэт долго смотрел на неё сквозь слёзы, не в силах произнести ни слова. В том же году его не стало…

Графиня Амалия Адлерберг умерла в Тегернзе в 1888 году в возрасте 80 лет, сохранив до последних дней величественную осанку, ясный ум и жизнелюбие. Николай Владимирович пережил любимую жену на 4 года.

Супруги Адлерберг похоронены на кладбище кирхи Св. Лаврентия живописного местечка Роттах-Эгерн земли Бавария.

Фёдор Иванович Тютчев упокоился на кладбище Новодевичьего монастыря в Царском Селе.

«Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
***
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,

И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..»

Ф. И. Тютчев, «К. Б.», 26 июля 1870

Роттах-Эгерн, Верхняя Бавария
Роттах-Эгерн, Верхняя Бавария

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

До встречи на канале!

Графиня Амалия Максимилиановна Адлерберг незадолго до смерти, 1888
Графиня Амалия Максимилиановна Адлерберг незадолго до смерти, 1888
Franz Xaver Thallmaier, портрет на фарфоре
Franz Xaver Thallmaier, портрет на фарфоре
-15