Я всегда любила собак, а к котам была равнодушна. Завести дома кота даже мысли не возникало, и понимание утилитарного назначения этих усатых божьих тварей было мне недоступно.
Видимо, именно тогда у Вселенной дошли руки, и она решила воспитать во мне толерантность весьма неожиданным способом.
В начале июля прошлого года, возвращаясь с пляжа в безмятежном настроении, я вдруг ни с того ни с сего решила не ехать домой на метро, а пройтись пешком, поэтому свернула в противоположную сторону, где шумела оживлённая автострада и почти не было прохожих. Спускаясь с моста, я посмотрела вниз и мне показалось, что под деревом что-то или кто-то лежит.
Вот оно, Провидение – как есть, в чистом виде.
Я вполне могла пройти мимо, подумав, что там темнеет пенёк, или пакет с мусором. Но всё та же неведомая сила словно тащила меня к этому месту.
Подошла и обомлела. Под деревом лежал серый кот – если, конечно, можно так назвать комок скатавшейся шерсти с приставшей к ней пылью, сухой травой и листьями. Маленький, грязный, измазанный в своей слюне и крови, которая текла из пасти и носа, с деформированной головой и выпученным от удара глазом, он умирал. Я поняла, что кот лежал на жаре давно: в пасти кровь запеклась и стала чёрной. Он тяжело и часто дышал, а когда увидел меня заплакал тоненько и жалобно.
Осознание ситуации проносилось в голове мгновенными вспышками. Я поняла, что какой-то владелец автохлама, сбив его, милостиво отнес под деревце – ничего, он тут в тенёчке одыбается, коты живучие, а я поехал (надеюсь, малодушный гадёныш с соломой вместо мозгов и камнем вместо сердца, минус 100 000 очков от кармы тебе в твой баланс не забудут внести!)
Всё промелькнуло в сознании: и то, что травмы явно тяжёлые, а я ограничена в финансах; и то, что дома собака, которая его, скорее всего, не примет; и хлопоты – ненужные мне, неожиданные, нежеланные хлопоты и заботы. Но оставить его там – как??? Оставить и жить потом спокойно, и считать себя порядочным человеком? Я видела, как кот страдает – на жаре, с раздувшейся головой, истерзанный, – и понимала, что если я пройду мимо, он будет умирать мучительно и долго, переживая весь ужас, боль и страх обречённого беззащитного существа.
Нет, у меня в виш-листе никогда не было кота. Более того, я бы сама приплатила, чтобы у меня его не было, потому что я «собачница» в десятом колене, ортодоксальная и непокобелимая. Но тут я поняла, что с подводной лодки мне деваться некуда – тошнит, а плыть надо – и забрала этого страдальца, завернув сей подарок судьбы в пляжное покрывало. Видимо, его кошачий ангел выбрал меня и сказал: стоять, Леся Владиславовна, сушите вёсла! Котов, бишь, не любите? Ничего не знаю, вот кот, получите и распишитесь.
Перелом костей черепа, костей носа с травматическим ринитом (носовые ходы были забиты запёкшейся кровью), перелом челюсти, усыхающий глаз, который пришлось удалить – неполный перечень того, что досталось коту, а вместе с котом и мне.
Через месяц серое чудище переехало из клиники на мою жилплощадь, и с этого момента появилось стойкое чувство, что у меня кто-то внезапно родился, причем без моего на то согласия и почему-то шерстяной.
Сказать, что Асян была не в восторге – это ничего не сказать. Поначалу моя собака просто переводила глаза с него на меня с немым укором, словно говоря: «Шо это за плешивое недоразумение и зачем ты его сюда притащила?!» Но после того, как упомянутый представитель кошачьих, клочкастый и худой как спичка, прошел мимо пустой собачьей миски и потянул носом в её сторону, Асян решила, что дело пахнет керосином, и с воплем «Но пасаран!» бросилась на кота с намерением разобрать его на мелкие запчасти. Кот был изъят и с тех пор сидел в отдельной комнате как царь.
Привыкание к новому жильцу шло трудно. Кот казался мне совершенно чуждым элементом в нашем с собакой устоявшемся быту, я не понимала ни его желаний, ни действий, ни мотивов.
Периодически я имела удовольствие проснуться ночью от разнообразных звуков типа «тыдыщь-тыщь-тыщь» (сквозь сон понимала: залез на пианино, подлец), потом «бабааах!» (забрался в буфет в поисках корма и обрушил хрустальный бокал для шампанского, за что я готова была распустить его на бабушкино вязание), «блямс-с-с» (фарфоровая статуэтка упала, если разбил – убью, сволочь шерстяная!), «шух-шух-шух-шух» (скребёт под дверью, ломится, чтобы выпустили и взяли с собой в кровать), ну и там по мелочи «мяу-мяу» это я вообще не считаю.
В клинике его назвали Матисс, но мне, знаете ли, не до пафоса, и я стала называть его Мотя, Матюха или Матюша.
Мы долго боролись с остаточными явлениями его травм. Пустая глазница гноилась и всё никак не заживала, и я каждый день утром и вечером таскала кота в клинику на обработки. Потом на втором глазу обнаружилась язва роговицы, которая без лечения грозила котану полной слепотой. Ругаясь мысленно на чём свет, я четыре раза в день в четыре этапа обрабатывала Моте единственный оставшийся на его балансе глаз, а он мотал головой, вырывался, показывал характер и, судя по всему, не испытывал ни малейшей благодарности.
Худющий, с обломанными усами, незакрывающейся до конца пастью (последствия сломанной челюсти) и плохой шерстью, через которую просвечивала кожа – типичный кошачий люмпен, асоциальная личность и маргинал – он вызывал жалость, но не любовь. Однако я педантично кормила его четырежды в день маленькими порциями, вычёсывала, обрабатывала глаз, следила, чтобы ему было тепло и до него не добралась собака, которая дежурила под дверью и готова была в любой момент пустить оккупанта в расход.
Коту было наплевать на мои чувства: казалось, его мало беспокоило, люблю я его, или нет. Когда я заходила в комнату, он всегда уже сидел как свечка в ожидании корма, а поев, без разрешения запрыгивал мне на колени и начинал мурлыкать. Это тарахтение, непривычное уху, поначалу вызывало только удивление. Я осторожно гладила своего спасёныша, который при этом норовил зацепить меня когтями, и размышляла, где и когда я столь сильно нагрешила, что судьба преподнесла мне такой подарочек.
Пару раз захотелось взвыть, причем не только на луну, а просто в жилетку тому, кто посочувствует. Прошла все стадии: отрицание, гнев, торг, смирение.
Популярно у читателей:💒
Так дни проходили за днями. А в декабре моя любимая собака, моя Асенька, Асян, заболела. Три недели борьбы за её жизнь, её уход и глубочайшая, жуткая пустота, которая накрыла чёрным пологом, как будто совсем отдалила меня от кота. «На автомате» я кормила его, выполняла всё, что необходимо, но в сердце была дыра, которую, как мне казалось, усатый найдёныш заполнить не мог.
Выпущенный на свободу из комнаты, он обследовал квартиру, прыгал по шкафам и стеллажам, ел, спал, жил своей комфортной кошачьей жизнью. По вечерам кот приходил ко мне и, прежде чем запрыгнуть на диван, словно спрашивал разрешения: «Мррр-рь?» Я отвечала: «Ну давай уже, залезай!», Мотя тут же делал прыжок мне на колени, уютно сворачивался клубочком и заводил свою вечную песенку, тарахтя как три холодильника.
Со временем я начала понимать, что мой кот совсем не неосмысленное существо, покрытое шерстью: он чувствует настроение, общается, выражает эмоции. Вот это его коронное «мрррь?», тихое, мелодичное и нежное, больше похожее не на мурлыканье, а на трель маленькой птицы или на воркование горлицы, сначала вызывало улыбку, а затем незаметно стало моим любимым. Так он спрашивает разрешения прийти ко мне; так он мурлычет ранним утром, когда проснётся и ему хочется подойти поластиться; то же самое «мрррь» он воркует ещё до того, как я прикоснусь к нему чтобы погладить – как только руку протяну.
Мотя демонстрирует мне все излюбленные кошачьи номера: целый день лежит, как плюшка, потом вдруг начинает носиться, выпучив единственный глаз, скачет с гиканьем по шкафам, дверям, вихрем проносится из комнаты в комнату – только топот стоит. Через пять минут хоп – словно батарейку отключили – брык на бок и дремлет.
Когда я его глажу или вычёсываю, мурчит самозабвенно. Потом входит в раж, хватает мою руку обеими лапами, кусает её, при этом сучит и пинает меня задними лапами, а глаз горит как звезда в ночи и я понимаю, что лучше убраться подобру-поздорову, пока мой кот не съел меня от избытка чувств.
Он ревнивец, требует всё моё внимание без остатка, даже по телефону не позволяет разговаривать: cтоит мне взять в руки мобильный, как кот выскакивает из засады и кусает меня за ноги. Когда я скрываюсь от него в комнате – сидит под дверью, скребётся и мяуканьем выражает крайнее возмущение моим вероломством.
Однажды Мотя удивил меня невероятно. Поздно вечером, вспомнив Асю, я сидела на кухне и плакала. Кот безмятежно спал в соседней комнате. Услышав мои рыдания, он поднял голову, прислушался, вдруг сорвался, прибежал в кухню, запрыгнул на стол и, мурлыча, начал тереться головой о моё лицо и руки. Я с изумлением поняла, что мой кот, которого я считала эгоистичным бесчувственным чурбаном, меня жалеет! Он мурчал, бодался, тёрся пушистыми щеками, а когда увидел, что я продолжаю плакать, начал меня кусать: мол, прекрати истерику, что ты тут сырость развела! Я засмеялась, и действительно, словно переключилось что-то внутри: слёзы высохли, а кот с чувством выполненного долга отправился спать дальше.
Как-то вечером, когда Мотя болел и ему, видимо, было совсем плохо, он не пришёл ко мне как обычно. Было уже поздно, давно пора спать, а я лежала в темноте и понимала, что не могу уснуть без него. Тревожить кота не хотелось, я крутилась, вертелась, потом задремала и вдруг сквозь сон услышала долгожданное «мрррь?» и прыжок на диван. Сразу стало спокойно, уютно, и я уснула.
Теперь я знаю, как приятно осенними и зимними вечерами пить облепиховый чай с мёдом, корицей, кардамоном, имбирем и звёздочками аниса, когда серый мсье с хвостом и усами сворачивается калачиком на коленях и поёт свои однообразные уютные песенки.
Зная, сколько сил потрачено на его лечение, меня часто с недоумением и упрёком спрашивают: «Ну зачем тебе всё это?!» а мама говорит со скепсисом: «Терпи, ты сама этого хотела!»
Нет, я этого совсем не хотела. Я не планировала брать кота, просто так случилось. Я совсем не хотела его любить – но люблю, и с этим уже ничего не поделаешь. Я помню, сколько страданий ему пришлось перенести, берегу его, жалею и радуюсь, что ему сытно, тепло, безопасно.
Не знаю, за что мне такая удача. Кто-то находит кошелёк, кто-то мужа-миллионэра, а я блохастых котов нахожу, причём вообще без проблем, могу даже поделиться, где их искать.
Так или иначе, в моей жизни +1 кот, а значит, баланс положительный и жизнь продолжается, за что ей от меня большое персональное спасибо.