23 апреля 1960 года, презентация первой легковой модели Mazda — R360 Coupe. Казалось бы, такое важное мероприятие должно проходить в соответствующей обстановке — на территории выставочного комплекса, например. Но машину показали просто возле штаб-квартиры компании, которая тогда еще называлась Toyo Kogyo. Почему? Ответ на фотографии: чтобы автомобиль увидел Юдзиро Мацуда. Именно его бюст возвышается на заднем плане.
Основатель Toyo Kogyo начал планировать выход на автомобильный рынок почти сразу после появления грузового трицикла Mazda-Go. К 1940 году был построен как минимум один прототип компактной малолитражки, шла подготовка производственных мощностей. Все это было перечеркнуто войной и бомбардировкой Хиросимы, а потом грузовички были намного нужнее для экономики страны. В 1952 году Юдзиро не стало, но Цунэдзи Мацуда, его сын и преемник на посту президента компании, отцовскую мечту не забыл.
Именно поэтому проект R360 получился очень личным. Инженеры Mazda сделали автомобиль, который отличался от конкурентов буквально во всем: четырехтактный двигатель вместо двухтактного, несущий кузов, независимая подвеска всех колес, первая в Японии опциональная полуавтоматическая трансмиссия и великолепный дизайн. Большинство кей-каров тех лет были седанами или универсалами, а Mazda предложила стильное, воздушное купе в ярких цветах.
С массой всего в 380 килограммов автомобиль был еще и самым легким в своем классе: зажатые ограничениями по мощности и объему мотора, создатели постарались максимально снизить вес, используя в конструкции алюминий, магний и плексиглас. Поэтому R360 ехал динамичнее и быстрее конкурентов, а стоил при этом еще и
дешевле — благодаря тщательно оптимизированному производству.
Итог — оглушительный успех: в первый же год Mazda R360 заняла долю более 60% в своем сегменте и 15% от всего японского рынка. Нам мерещится, или на этой фотографии Юдзиро правда с гордостью смотрит на сына и его детище?