Найти в Дзене

Что будет если рассечь головной мозг на два полушария?

В нашем головном мозге существует специальная структура, которая подобна мосту, служащему переправой между двумя берегами, соединяет правое и левое полушарие. Эта часть головного мозга называется мозолистым телом.

  • Мозолистое тело - это самое крупное сплетение нервных волокон, которое обеспечивает связь и координацию действий двух полушарий.

Левое полушарие получает информацию от правой половины тела и отдает команды двигаться правой стороне тела. В свою очередь правое полушарие зеркально отражает левое: получает информацию и управляет движениями левой стороны тела. Почему у человека сигналы расходятся перекрестно никто не знает, такова прихоть мудрой природы.

Всем известный феномен - каждое полушарие имеет особую специализацию.

Левое полушарие, как профессор математики, перерабатывает информацию логически и последовательно, отвечает за анализ и принятие решений. Оно хорошо работает при планировании путешествий, решении сложных задач, при расчете денег и времени, то есть вычислительных процессах.

Правое полушарие, это своего рода художник, отвечающий за творческие аспекты. Оно обрабатывает информацию пространственно, целостно и зрительно. Правое полушарие предпочитает воображать, рисовать, заставлять мебель в комнате и чувствовать эмоциональный накал.

В шестидесятые годы прошлого века, группа ученых под руководством Р. Сперри провели операцию по разделению правого и левого полушария в стремлении помочь пациентам, страдающим сильными и частыми эпилептическими припадками. Эпилептический припадок часто начинается с возбуждения в одном отдельном участке головного мозга, который затем захватывает прилегающие ткани. А если возбуждение переходит по мозолистому телу в противоположное полушарие, то способно завладеть всем мозгом, и тогда пациент теряет сознание, падает и непроизвольно корчится. Хирурги, подобно военачальнику, взрывающему мост, чтобы враг не мог перебраться на другой берег, решили рассекать мозолистое тело, чтобы предотвратить распространение возбуждения на весь головной мозг. После данных операций интенсивность приступов резко снизилась, однако, были утрачены вместе с этим и ряд других важных функций.

Психолог Майкл Газзаниг тестировал данных пациентов. Он подавал информацию в каждое полушарие по отдельности. Он просил пациентов смотреть на точку на экране, а затем показывал только справа или слева от точки какое-то изображение предмета или слово, причем так быстро, что пациент не успевал переместить взгляд. Если изображение, например, шляпы возникало справа от точки, оно воспринималось левой половиной сетчатки (за счет рефракции или преломления после прохождения через роговицу) и информация попадала в зрительную отдел левого полушария. После этого пациента спрашивали: что он видел? Поскольку левое полушарие содержит все языковые способности, то пациент тут же с легкостью отвечал: «Шляпу». Если изображение шляпы показывалось слева от точки, то оно попадало в правое полушарие, которое не контролирует речь. И тогда на вопрос исследователя: «Что вы видели?», пациент отвечал: «Ничего», но при этом если пациента просили показать левой рукой на нужное изображение на карточке с несколькими рисунками, тот показывал шляпу. Таким образом, правое полушарие видело шляпу, но не могло дать словесный ответ на вопрос, поскольку лишено доступа к речевому центру, расположенному в левом полушарии.

Помимо этого был выявлен удивительный факт. У некоторых пациентов, с пересеченным мозолистым телом, правое полушарие активно вступало в борьбу с левым. Это так называемый синдром «чужой руки». При этом одна рука, обычно левая, начинает действовать сама по себе. Например, когда звонит телефон, берет трубку, но при этом не подносит к уху. Она протестует против решений хозяина, например вешает рубашку обратно, которую он только что выбрал. А один испытуемый утверждал, что обожает свою жену, при этом правая рука жену обнимала, а левая отталкивала.

У некоторых пациентов с расщепленным мозгом появились затруднения в установлении связи между именами и лицами, снижалась способность решать геометрические задачи, появлялись жалобы на отсутствие сновидений.

Даже разделив полушария, сознание человека все равно остается единым. Он как бы получает два потока визуальной информации – по одному из каждого визуального поля. И человек не способен интегрировать их в единое целое.

Однако, остаётся ещё множество невыясненных вопросов. Как мозг, состоящий из двух частей, создает одного человека? Как полушария работают как одно целое, если у них больше нет возможности общаться друг с другом? Все это пока остается загадкой.

Хочешь узнать еще больше интересного? ПОДПИСЫВАЙСЯ на мой канал и читай об этом первый!