冨田 勲 <惑星2003> 4.1サラウンドによる
«Бытие Планет от сотворения Мира»
1:1 В начале была астрология, и астрология была у Холста, и астрология была музыкой.
1:2. Она была в начале у Холста….
1:3. Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть.
…
19:14 И создал Холст небесную твердь
19:16 Да поселил там планеты небесные
19:20 Пять было их и дал он имя им
…
19:76 Был человек, посланный от Бога; имя ему Томита.
Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о планетах, дабы все уверовали чрез него – планеты круглые, как звук!
…
20:03 Пришел Он к своим, и свои Его приняли. В мире был 2003-й и мир чрез Него на́чал познавать: «Планеты 2003» есть и суть музыка они. А тем, которые не приняли Его, не верующим во имя Его, не дал власти над сферами небесными, превратив их земли в плоскости.
© 1 ~ 2003 «Бытие Планет от сотворения Мира»
Этой выдержкой из святой книги Бытия я кратко озвучил историю появления небесных планет: от астрологических мифов и легенд в окружающую явь и музыкальную действительность.
Если перевести архаичный слог на современный язык, то эта история может быть пересказана следующим образом.
Gustav Holst (1874 – 1934)
Создатель Густав Холст в 1920 году оставил нам своих Богов в виде астрономических небесных тел. Через музыку Он придал планетам-Богам вполне себе человеческий характер. Эта оркестровая сюита получила мировую известность, превратилась в своего рода поп-музыку в классике.
После кончины автора правопреемником «Планет» становится дочь композитора Имоджен Холст (1907 – 1984), которая также была причастна к миру музыки. Вот её-то стараниями, точнее вето, решалось кому суждено играть «Планеты», а кому нет.
Imogen Holst (1907 – 1984)
Imogen Holst в частном порядке решила, что она установит и защитит музыкальное наследие своего отца.
Тем временем в 1976 году Прометей из страны восходящего Солнца осмелился подарить прозябающим в холоде невежества людям огонь святого знания: Земля – не стерео-плоскость, а часть сфер небесных, суть которых высокочастотные вибрации, в том числе квадрафонический звук.
Такое неканоническое прочтение сюиты (а если вы слушали вариант Томиты-сана, то понимаете о чём я) никак не укладывалось в консервативный классический стерео-канон. Поэтому Имоджен Холст всячески мешала Исао Томите в продвижении (переизданиях, исполнению и т.п.) «Планет», покуда была жива.
Однажды цепи оков пали, британский пернатый лев перестал клевать печень японского титана и тогда Прометей вернулся к переизданию божественной саги о планетах. К этому времени подоспели и новые технологии, дарующие жаждущим живую воду хайреза, взамен скрипучего винильного «аналога».
Феникс воскрес в 2003 году в виде прогрессивного формата, который мы сейчас и разбираем – огонь Прометея находится здесь!.
Tomita "The Planets 2003" DVD-Audio 4.1
冨田 勲 <惑星2003> 4.1サラウンドによる
DVD-Audio: MLP 96/24 4.1, Dolby Digital 4.1
Производство:
冨田 勲 = Moog III / Mellotron
Isao Tomita, synthesizer
Recorded & Mixed by Isao Tomita
Plasma Music / Columbia Music Int., Denon (COAQ-15), 2003
Эх, услышать бы такое где-нибудь в 70-х! Когда страну лихорадило от успехов в космосе, стояли очереди не только за пивом, но и в полёт на Марс, кинотеатры ломились от аншлагов на "Отроков во вселенной" (великий и любимый вождь сики Ракан рулил массовым сознанием, как кормчий Ким Ир Сен) и каждый второй с пелёнок мечтал стать космонавтом. Нация жила идеей, объединяющей, чистой и романтичной.
В СССР максимально приближенными к бесконечному космосу считались пинк-флойдовские “One Of These Days”, “Time” и “On The Run” (поскольку крутились по ТВ при любом удобном случае), а также в ходу была музыка Эдуарда Артемьева – нашего доморощенного спейс-святого.
И всё же не хватало соответствующей музыки, не хватало! Французский «Спейс»? Рижский «Зодиак»? С гулькин нос, короче.
Итак, свершилось: семь сфер, семь планет, семь характеров в квадрафонии.
1. Mars, The Bringer of War - Марс, войну приносящий (11:31)
2. Venus, The Bringer of Peace – Венера, мир приносящая (9:22)
3. Mercury, The Winged Messenger – Меркурий, крылатый посланник (4:39)
4. Jupiter, The Bringer of Jollity – Юпитер, приносящий веселье (7:39)
5. Saturn, The Bringer of Old Age – Сатурн, приносящий старость (8:14)
6. Uranus, The Magician; Neptune, The Mystic – Уран, Волшебник; Нептун, Мистик (9:25)
Солнечная система Густава Холста в прочтении Исао Томиты:
1. Баланс: промысел Божий.
2. Статика: Ом Мани Падме Хум.
3. Динамика: на всё воля Божья.
Вывод
Многоканальный звук в раскладке 4.0 фантастический! Попросту – демонстрационный диск о возможностях ДК для раскрытия музыки в объёме.
Всем шести миксам по 10 баллов!
Резюме
По сути, все три вариации "The Planets" (да, да – их уже столько, и читайте об этом у меня на канале) от великого гуру могучих синтезаторов — это электронные интерпретации "Планет" Густава Холста.
Кого–то может оскорбить идея переделать такую классику, как "The Planets", но не меня - мне это чертовски нравится!
Вариант 2003 года невероятно изобретателен и доставляет удовольствие, потому что для каждой «планеты», её очеловеченному (или обожествлённому, как хотите) характеру удается передать настроение и эмоции оригинала в исполнении Холста, а также добавить что-то, что делает его звучание по-настоящему особенным.
Это не только великолепно работает как музыкальное произведение, но и великолепно звучит, т.е. эффектно звучит в многоканальном режиме, как и положено музыке высокого разрешения.
Это был самый противоречивый альбом Томиты, где он использует впечатляющую мистическую сюиту Холста "Планеты" в качестве стартовой площадки для того, что можно сравнить с имитацией путешествия на космическом корабле по Солнечной системе. Отсюда и (завуалированное) название "The Tomita Planets", которое не помешало держателям прав на музыку Холста в то время пытаться убрать эту запись с рынка.
К счастью, безуспешно!
Когда Томита придерживается того, что написал Холст, он повторяет каждый поворот партитуры, за исключением большого сокращения в последней части "Юпитера" и выпотрошенного "Урана", который почти полностью исчезает.
Более того, музыка — особенно "Венера" — часто напоминает электронную фантазию о космических полётах, благодаря арсеналу Tomita, включающему в себя фазовый сдвиг, флангование, изменение высоты тона, хоровые эффекты, следующие за огибающей, и реверсивные хоровые эффекты, и многое другое. Именно промежуточные перемещения спровоцировали пуристов — банальная имитация связи управления полётом и электронного запуска перед полетом на Марс, а также "шумы" космического полёта, рассеянные повсюду (включая неприятный пояс астероидов между Юпитером и Сатурном).
Вероятно, сомнительной идеей было проигрывание главной темы "Юпитера" на позвякивающей электронной музыкальной шкатулке, чтобы открывать и закрывать пластинку, — кому-то это покажется сатирическим, кому-то трогательным, а кому-то безвкусным.
Действительно, Томита, похоже, не любит британскую помпезность; когда эта тема звучит в контексте "Юпитера", он прерывает её электронным разговором между центром управления полётами и космическим кораблём.
В конечном счёте, "The Tomita Planets" по-прежнему являются хорошим электронным развлечением. Произведение положило начало серии концептуальных альбомов от электронного астронавта на космическую тематику.
Выходил в астрал, входил в контакт с Создателем, считывал и передавал на Землю титан Прометей – Исао Томита.
Всё, что вам нужно знать об астрологии планет – здесь (и там, в версии 2011 года). Слушайте, проникайте, познавайте.
Всем любителям синтезаторной музыки и окружающего звука крайне рекомендую.
Другие многоканальные диски томитоведения (Isao Tomita):
Isao Tomita "The Planets 2003" DVD-Audio 4.1: Прометей против Зевса
Isao Tomita"Daphnis et Chloé" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Равеля
Isao Tomita "Clair de Lune - Ultimate Edition" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Дебюсси
Isao Tomita "Firebird" SACD 4.0: Quadra-тная Жар-птица
Isao Tomita "Okhotsk Fantasy" SACD 4.0: Лебединая песня
Isao Tomita "Planet Zero" SACD 4.0: Quadra-тная Планета Ноль
Isao Tomita "The Tale Of Genji, Symphonic Fantasy" SACD 5.1: Аудио-книга
Dozan Fujiwara & Isao Tomita "Kyo" SACD 5.1: Флейта и синтезатор
Isao Tomita "Symphony Ihatov" SACD 4.0, BD 5.0: Вокалоид Мику с оркестром
Isao Tomita "Pictures At An Exhibition – Ultimate Eition" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Мусоргского
Σ = 10
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0.
2 = то же, что и стерео 2.0.
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Anathema "The Optimist" Blu-ray 5.1: Нарочитый оптимизм
Andreas Vollenweider "Vox" DD 5.1: Эй, ты, да... ты!
Anthony Phillips "The Geese & The Ghost" MLP 5.1: Резерфорд и Коллинз, гуси и призрак
Ars Arcana "The Savage Tongue" DTS 5.1: Эпично и готично
Blood Incantation "Timewave Zero" DTS-HD MA 5.1: От дэт-метала до Tangerine Dream
Moby "Reprise" BD 5.1 + Atmos down-mix: Новый уровень старой музыки
Jean Michel Jarre "Téo & Téa" DTS 5.1: Идём "клубиться"!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!