Найти тему
Surround Sound AudioDisc

Isao Tomita "Firebird" SACD 4.0: Quadra-тная Жар-птица.

Жар-птица из Японии, электронная, русская и французская. Многоканальная.

Самое последнее и самое правильное издание "Жар-птицы" SACD 4.0
Самое последнее и самое правильное издание "Жар-птицы" SACD 4.0

Исао Томита (22-04-1932 / 05-05-2016) был композитором с ярко выраженным амплуа создавать музыку для визуальных видов искусства: театра, кино, телевидения. Возможно поэтому многие меломаны, не зная этого, не очень жалуют альбомы маэстро, не считая их серьёзными. Я не собираюсь здесь никого переубеждать, а лишь хочу поделиться тремя причинами, по которым Томита, что называется, «зашёл» в мою коллекцию и число любимых мною авторов.

Исао Томита (22-04-1932 / 05-05-2016) - фото из буклета
Исао Томита (22-04-1932 / 05-05-2016) - фото из буклета

На первое место, конечно, я поставлю его видение музыки «с объёмом». Но об этом ниже.

Томита-сан в своей звуковой лаборатории. Фото из video-архива NHK.
Томита-сан в своей звуковой лаборатории. Фото из video-архива NHK.

Исполнитель: Isao Tomita - Tomita's Greatest Hits(1990 современная классика)

На второе место метят его аналоговые монстры-синтезаторы. Tomita-san вошёл в число пионеров-пользователей синтезаторов системы Роберта Муга ещё в 1971 году! Невероятно сложные в обслуживании, настройке и игре, они, между тем, давали удивительной красоты звук, «космические тембры», широчайшую полифонию.

Moog III - волшебный инструмент из лаборатории маэстро. Фото из видео NHK.
Moog III - волшебный инструмент из лаборатории маэстро. Фото из видео NHK.

В 1970-ые годы многие серьёзные и интересные одновременно радио- и телепередачи, фантастические фильмы сопровождались музыкальными пьесами, сыгранными на аналоговых синтезаторах. Их уникальное звучание навсегда станет опознавательным знаком для этих жанров и будет прочно ассоциироваться с музыкой японского композитора, поскольку его «настройки» звучат точно также. Этот «тёплый аналоговый звук космоса» не спутаешь ни с чем. И хотя маэстро потом и сам перешёл «на цифру», однако вернулся и продолжал нас радовать своим фирменным звуком. Даже если бы Томита не создавал свои квадра-миксы, я бы слушал его диски и в стерео.

Reel-to-reel Quad tape - магнитофонная лента на 19-й скорости
Reel-to-reel Quad tape - магнитофонная лента на 19-й скорости

И, наконец, третий тезис: популяризация мастером классической музыки. Чего греха таить, меня особо не тянет слушать старых мастеров, хотя несколько дисков в коллекции всё же имеется. Честно сажу, что мне не нравится превалирование инструментов симфонического оркестра в течение длительного времени. При этом я готов слушать длинные эпики, будь они сыграны арт-рок группой, минут на 20-30, не проблема. Зато у меня есть диски Исао Томиты с интерпретациями так называемой «популярной классики»: произведений Модеста Петровича Мусоргского, Клода Дебюсси, Игоря Стравинского. Эти версии напоминают нам о красоте классики через синтезаторные аранжировки и дают повод возвращаться к ним почаще. И это здорово.

Isao Tomita - Prelude To The Afternoon Of A Faun (Claude Debussy)

Вот благодаря этим трём причинам я среди поклонников композитора, благо наши с ним увлечения совпали. Томита доказал свою прогрессивность ещё и тем, что сам сводил свою музыку в квадра-формат уже в 1974 году, начиная с первенца “Snowflakes Are Dancing”. Вышедший вслед за ним в мае 1975 года альбом «Жар-птица»(по сюите Игоря Фёдоровича Стравинского) также имел объёмное расширение. И здесь надо сделать очень важное утверждение. Несмотря на то, что звук квадра шаткой походкой только входил в дома меломанов планеты, но звукорежиссёр Томита сразу показал себя высококлассным специалистом. Даже первые его опыты в сведении лишены «ученической» стадии. Он месил так, словно старый и матёрый мастер с сотней работ за плечами. Наверное, поэтому все его последующие миксы будут точно такими же: какой ни возьми – не промахнёшься! С наивысшими оценками или около того.

Игорь Стравинский, Клод Дебюсси и Модест Мусоргский - авторы композиций.
Игорь Стравинский, Клод Дебюсси и Модест Мусоргский - авторы композиций.

Итак, перед нами сюита о возрождающемся Фениксе и по одной композиции от Клода Дебюсси и Модеста Мусоргского.

Isao Tomita 1976 - Firebird Suite Prelude to the Afternoon of a Faun (Debussy)

Firebird. Либретто этого балета подразумевает драматические события, которые точно передаются синтезатором. Части «Вступление и танец Жар-птицы», а также «Колыбельная и финал» являются весьма мрачными и тревожными композициями. Слушая их, представляешь нешуточно страшный фильм ужасов. Его атмосферой стал звук «космического эфира», окружающий сцену и лишь неспешные пассажи плавно и затейливо перетекают из канала в канал. Страху нагоняют литавры и некоторые электронные эффекты. Несколько легче подан «Хоровод царевен», однако, о радости в нём говорить нельзя. Снова «эфир», как связующая субстанция, в которую постепенно вторгаются «птички» и дискретные, солирующие звуки клавесина. В этом тумане, «космическом облаке» обозначены солирующие звуки, этим самым облаком и являющиеся!

Tomita "The Firebird" - японское оформление квадра-пластинки
Tomita "The Firebird" - японское оформление квадра-пластинки

Isao Tomita 1976 - Firebird Suite Full Album

Антитеза мирному космосу – ад «Поганого пляса Кащеева царства». Самая динамичная во всех смыслах композиция: прыгающая по углам «пинг-понговость». Звуковые эффекты агрессивно, дискретно скачут, летают и перепрыгивают. Вакханалия злых сил.

Isao Tomita - Infernal Dance of King Kastchei (1976)

Способы многоканального сведения двух последних композиций соответствуют первым двум, лишь с некоторым усилением динамики, подвижности выделенных для солирования регистров.

Как я уже отмечал выше, здесь представлен типичный образец томитовских квадра-миксов. Исключением он не стал: 10 баллов.

Quadradisc - Ваш выбор в 1976 году
Quadradisc - Ваш выбор в 1976 году

С 1976 по 2018 годы можно было приобрести этот альбом в виде квадра-винилов, катушки, картриджа Q8 и такого курьёзного формата, как Dolby Surround CD (1991 года). И вот, в 2019 году британская компания Dutton Vocalion Ltd. купила лицензию у Sony Music Entertainment на издание в соневском же формате SACD. У самой «Сони», похоже, архивы ломятся от богатств, но как-то руки не доходят. Спасибо, мистер Даттон!

SACD 4.0 - Ваш современный выбор!
SACD 4.0 - Ваш современный выбор!

Однажды (в 1912) Клод Дебюсси познакомил нас с симпатичным фавном, вальяжно прилёгшим отдохнуть после обеда. Помните его? Я поздравляю нас: к фавну Эумира Деодато прибавился ещё и квадрафонический фавн Исао Томита. Слушайте и сравнивайте, какой из фавнов вальяжнее.

Квадрафоническая версия звучит не менее эффектно, чем представленная на этой схеме
Квадрафоническая версия звучит не менее эффектно, чем представленная на этой схеме

Другие многоканальные диски Isao Tomita и с подобной музыкой:

· Handel / Don Jackson / LSO "Handel’s Water Music" CD + DVD-Audio
· Bach / Don Jackson / LSO "Bach Classics" CD + DVD-Audio, DVD-Audio
· Vivaldi / David Juritz & London Mozart Players "The Four Seasons" DVD-Audio
· Sir David Willcocks conducts The Mormon Tabernacle Choir & NightPro Symphony Orchestra "George Frideric Handel’s Messiah" DVD-Audio
· Nature's Colors with the World's Greatest Music Blu-Ray
· Tangerine Dream "Oedipus Tyrannus" Blu-ray

Полную версию обзора ищите на моём тематическом сайте.

Σ = 10

Рейтинг многоканального микса в баллах, где:

1 = микс, который хуже, чем 2.0.
2 = то же, что и 2.0.
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в задней панораме, активен центральный канал.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.

Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.

Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:

Deodato "Prelude" 4.0: Так что же сказал Заратустра? Каждому своё.
· Yes "Fragile" DVD-A 5.1: Проверка мира на хрупкость. Попытка №1Deep Purple "Machine Head": Quadra-фоническая голова
· The Electric Light Orchestra - ELO - Ответ есть- квадрафонический!
· 2033: Styx "The Mission" в 5.1: на Марс и обратно!
· Eagles "Hotel California": реалити-шоу в 5.1.
· Mando Diao “Aelita” – ода советскому синтезатору в 5.1
· Peter Gabriel "Up" SACD
· Steven Wilson "To The Bone" 5.1: упорство и усталость
· Depeche Mode "A Broken Frame" 5.1: славянка с косой
· "AERO" 5.1: Как я понял, что у меня 5 ушей.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке и обязательно посетите мой тематический сайт Audiodisc.info, посвящённый этой теме, а также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc

"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!