Новые релизы Жан-Мишеля Жарра часто удивляют, но часто не так, как хотелось бы его аудитории. Определяющие карьеру "Oxygene" и "Equinoxe" приучили его поклонников к определённому виду вещей: мечтательные, многослойные шаткие синтезаторные текстуры, среди которых иногда есть мелодии, которые можно было бы назвать "сиквелами танца маленьких утят, части 1 - 100500".
С тех пор Жарр часто заново изобретал себя, часто отталкивая больше своих закоренелых поклонников, чем приобретая новых. Уже давно образовалась, своего рода, «похоронная команда», с ворчанием несущая на погост любой альбом после 1976 года. Каждый занят своим: пока те «несут», артист идёт своей дорогой.
И чем, в конце концов, матёрый музыкант отличается от не такового? Да, конечно, много чем, если учесть народный плюрализм. Однако, одно из важнейших условий – это то, что первый может позволить себе делать музыку вне формата, к которому его «привязали» фанаты. Второй же прилагает все усилия для того, чтобы соответствовать формату. Каждый выбирает свою степень свободы, порой, с фатальными для карьеры последствиями.
После краткого и задающего мотив предисловия, мы подходим к теме обзора – студийному альбому под номером 16 в дискографии великого мага и волшебника. 26 марта 2007 года эта работа вышла сразу в двух форматах – стерео и 5.1.
Jean Michel Jarre - Téo & Téa (Videoclip - HD) [2007]
"Téo & Téa", похоже, является тем альбомом, где Жарр наконец примиряется со своими "детьми техно-дэнса 1990-х". Пусть техно-бас-барабан, использованный в его более ранней "Хронологии", казался несколько неуместным, пусть многие из его ремиксов казались довольно "вынужденным потаканием новому времени" в этом отношении, "Téo & Téa", теперь демонстрируют органическое и естественное мастерство в создании танцевальной/диско/транс-музыки для вечеринок.
Программа состоит в основном из ориентированных на радио поп-треков с очень недвусмысленными посланиями, рассчитанными на массовую доступность. Здесь нет никакого "великого гениального откровения", но талант Жарре наслаивать синтезаторные треки на прозрачные и все еще когерентные текстуры отчётливо заметен.
Его музыкальный интеллект не двигает это в направлении IDM/Electronica, скорее, результат за некоторыми исключениями можно было бы описать как "потенциально умнее среднего глупого транс-попа".
Заглавный трек "Téo & Téa" сам по себе был бы уверенным синглом № 1, если бы он вышел в 1999 году, но в 2007 году он не может не казаться чрезвычайно вторичным - хотя и очень хорошо проработанным, вероятно, даже лучше, чем некий "оригинал" из конца 1990-х.
И да, я всё ещё не уверен насчёт взрослого женского вокала на "Beautiful Agony"... нужно ли это называть "откровенной лирикой"?
Есть треки, которые так или иначе не соответствуют остальным, например, два "Partners in Crime" и лишённый идентичности с танцами "Do it Fast", но это всё равно показывает, что Жарру было очень весело делать этот "лёгкий" альбом, и веселье приходит само собой.
"In the Mood for You" — это классический вид синтезаторного инструментала, а в "Винтаже - Vintage" стилизуются довольно много звуков 1980-х годов.
"Chatterbox" и "Gossip", пожалуй, самые интересные и уникальные треки в этом альбоме - первый склоняет стиль Жарра к хип-хоп-электронике, а второй представляет собой таинственную эмбиентную работу, ориентированную на ОСТ со звуковым ландшафтом для какого-нибудь фильма.
Эти два трека имеют наибольшую "номинальную стоимость", аутентичность авторства в этом альбоме, в то время как большая часть других треков граничит с анонимностью из-за несколько устаревшей жанровой ориентации, которая иногда делает их почти неотличимыми от творений многих других исполнителей.
Однако полностью обмануться нельзя. В мелких деталях слышится фирменная работа Жарра: по тому, как устроены синтезаторы и мелодии, по тому, как звуки настраиваются и комбинируются, а также по тому, как вещи иногда кажутся немного "олдскульными" и неуклюжими.
Его другой относительно близкий по времени создания "Metamorphoses" 2000 года (см. ссылку на него внизу), возвышается над этим с точки зрения совершенного внимания к деталям и замысловатости. А этот альбом, вероятно, был спродюсирован за гораздо более короткое время, скажем, в угоду контракту.
Но под капотом "Téo & Téa" всё же кое-что имеется: ирония, остатки мачо 1980-х годов и фирменный стёб автора. Если вы сравните его с неуклюжим альбомом "Revolutions", то ещё больше оцените легкость "Téo & Téa".
Кстати, наверное, для увеличения стоимости, в музыку и, особенно, в видеоклип положена какая-то идея или, даже, концепт.
Группа мужчин и женщин вошла в биосферу месяц назад, чтобы жить в самодостаточном мире.
Движения тела, эмоции и сексуальная активность должны создавать энергию для выживания.
Этот эксперимент и его кодовое название окружены полной тайной: Тео и Теа.
Я бы ни за что не догадался о чём это всё…, но в целом, обнаружил, что наслаждаюсь этим гораздо больше, чем ожидал... Не скрою, что тому способствовала и пятиканальная версия в DTS 5.1. на DVD. Это диск с расширенной программой, содержащей все музыкальные треки с различными вариантами настройки звука и обложкой альбома в качестве фона.
Но в целом давние поклонники найдут этот альбом разочарованием. Да, заядлые поклонники, вроде меня, по-прежнему будут хотеть его для своих коллекций, но это почти вознаграждает лень Жан-Мишеля.
Jean Michel Jarre "Téo & Téa" CD + DVD
DVD: DTS 5.1, Dolby Digital 5.1, LPCM 2.0
+ Téo & Téa SD version
+ Téo & Téa HD version
+ Téo & Téa single
CD, DVD
Produced and mixed by Jean Michel Jarre for Aero Productions at JMJ Studios
Except: Fresh News & Téo & Téa 4:00 AM mixed by Jean Michel Jarre & Joachim Carraud
Technical assitance: Patrick Pelamourgues
Mastering and audio consultant: Dave Dadwater for DPMS Mastering
Aero Productions / Warner Music France (2564699766), 2007
Я не ставил себе целью писать рецензии на музыкальный контент, так как "красота находится в ушах слушателя". Эти статьи касаются качества (или нет) записанного звука. Чтобы узнать о том, как делается анализ, пожалуйста, загляните в мой профиль.
Звук на этой записи превосходный. Каждый инструмент и звук четко определены и четко идентифицируются. Бас глубокий, резкий, гулкий и, такой, ударный. Высокие частоты кристально чисты и отчётливы, но не утомительны, либо пронзительны.
На некоторых треках каналы используются как инструмент, чтобы подчеркнуть обширную звуковую сцену. Хорошо слышен расширенный диапазон синтезаторов. Большой динамический диапазон усиливает впечатление от прослушивания.
Нет никакого сжатия или грязи. Ни один инструмент не имеет преимуществ перед другими в миксе. Есть глубокие падения и стремительные взлёты. Вокал не приводит к потере чёткости, а подходит как обычный инструмент. Звуковая сцена широкая и обширная, дающая пространство каждому инструменту или звуку, чтобы сыграть свою роль.
Синопсис перед детальным анализом таков: качество звука этой записи превосходно, что добавляет яркости слуховому восприятию.
А вот и детали:
1. Баланс. Нет. Баланс возникает совершенно на короткое время во время звуковых пиков, когда с «ожившего» тыла накрывает «звуковая волна». И, даже, не везде.
2. Статика. Когда я сел за тестирование, уже с первого трека сделал пометку в своём блокноте: «фронт: мясо здесь!». Прослушав программу до конца, не изменил своего мнения, ибо так оно и есть: все инструменты в передней панораме.
Тылам дана обслуживающая фронты роль: они оживают синтезаторными волнами во время громких акцентов в композициях. В остальное время пространство за спиной заполняет фоновый синтезатор, который частенько ещё и не «оригинальный», не независимый, а отражённый, т.е. эхо.
Также значительный дискомфорт доставляет почти полное отсутствие ударных и перкуссий в задней панораме. Т.е. о дискретности в тылу речи не идёт.
В композициях нередко звучат человеческие голоса, однако, увы, они никак не «гуляют» по колонкам, закрепившись спереди. Однажды лишь, в "Gossip" шёпот прописался в задних каналах.
3. Динамика. Самая яркая вещь по этой части анализа – 8. В ней синтезатор делает яркие облёты по круговым траекториям по часовой стрелке. Больше столь же радикальных эффектов нет. Лишь некие попытки это сделать замечены в треках 6, 9, 2, 3, 4.
Вывод
Разделение каналов, чёткость, и звуковая сцена превосходны, если говорить о фронтальной панораме. Тыл – это потоки «жидкого» синтезатора.
- Fresh News = 6
- Téo & Téa = 7/8
- Beautiful Agony = 6
- Touch To Remember 7
- OK, Do It Fast = 6
- Partners In Crime 1 = 6
- Partners In Crimes 2 = 6
- Chatterbox = 7
- In The Mood For You = 8
- Gossip = 6/7
- Vintage = 6
- Melancholic Rodeo = 5
- Téo & Téa 4:00 AM = 7
Средний балл = 6
Да, шесть баллов: похоже, что это самый слабый ремикс из всего, что Жан Мишель Жарр сотворил в мультиканале. Но посоветую слушать громко.
Резюме
Задаюсь риторическим вопросом: а каков наш народный мсье Жарр? Догадайтесь с двух раз. Обретя популярность и титул европейского «отца электроники», ему можно всё. Что он и с удовольствием делает, ломая собственные стереотипы.
То, что мэтру не чужды диджейские "забавы" стало ясно уже в 2004 году, после его пекинского концерта (точнее, его второй части) на площади ТьенАнМэн (天安门). А ещё пораньше, в 2000 году, он издал так называемые "Сессии", которые тоже можно назвать экспериментами (лонж-эмбиент-даун-темпо-...) и попытками выйти из им же самим наработанного клише/формата.
Ничего плохого в этом не вижу. Ни во втором случае, ни в том, пекинском, ни в данном. Ну, ритмичная музыка, ну "диджейская"... и что? ЖМЖ мужчина уже солидный, и за что не берётся, делает хорошо. Даже, вона, пласты квадратные крутит! Модным диджеям следует только поучиться у него.
Послушайте опусы мэтра до «Кислорода» (1976). Они вполне в формате 2007 года. За долгие годы что-то у него там нарабатывалось, собирались идейки, не лезущие в текущие альбомы... это нормально: издать неформатный альбом.
Не будь такого явления, мы бы не узнали других граней у многих музыкантов планеты. Так что с музыкальной точки зрения здесь почти всё "пучком", а вот с точки зрения аранжировки, как композиций, так и пятиканального звучания… да, он тут явно отдохнул.
В меню диска есть выход на титульный анимированный видеоклип со звуком LPCM 2.0. По своему неплохой, подсказывающий тематику альбома.
Другие многоканальные диски Jean Michel Jarre и подобных исполнителей:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 87 серия: Jean-Michel Jarre "Metamorphoses" (2000)
Jean Michel Jarre "Oxygene - Live In Your Living Room" DTS 5.1: Кислород вашему дому!
Jean Michel Jarre "AERO" DTS 5.1: Как я понял, что у меня 5 ушей
Jean Michel Jarre "Live A Pekin - Live In Beijing" DTS: 5.1 дома, лучше, чем в Пекине
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 8 серия: Jean Michel Jarre "Oxygene 7 - 13" (1997)
Σ = 6
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 47 серия: Zodiac "Disco Alliance" (1980)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 66 серия: Tangerine Dream "Le Parc" (1985)
Isao Tomita "Clair de Lune - Ultimate Edition" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Дебюсси
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 101 серия: Ganymed "Ganymed" (2003)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 48 серия: Space "Deliverance" (1977)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 15 серия: Bluchel & Von Deylen "Mare Stellaris" (2004)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 9 серия: Vangelis "Albedo 0.39" (1976)
Kitaro "Sacred Journey Of Ku-Kai" SACD 5.1: Путешествие мастера Ку-Кая
Andreas Vollenweider "Vox" DD 5.1: Эй, ты, да... ты!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!